Рефераты. Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

.           Органы исполнительной власти общей компетенции на­правляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию с фактическим ис­пользованием бюджетных средств Финансовые органы на ос­нове предоставляемых им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюдже­та.

Составляемые финорганами отчеты передаются соответствую­щим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти Угождение отчета оформляется постановлением органа представительной власти.

По республиканскому бюджету отчет должен быть предо­ставлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года. Сроки представле­ния отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

Общим правилом для всех видов бюджетов является и то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год. Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.

1.3. Банковская система Республики Беларусь.

План:

 

1. НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

2. КОММЕРЧИСКИЕ БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

1.

НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Преобразования 1988-90  годов  коренным  образом  изменили банковскую систему бывшего  СССР.  Было  покончено огосударствлением   банковского   сектора,   подчиненностью Центрального банка исполнительной власти.  И,  таким разом, сформировалась  типичная  для  стран с рыночной экономикой банковская система. Под национальной банковской системой принято понимать внутренне организованную, взаимосвязанную, объединенную едиными целями и задачами совокупность  банковских  учреждений. Банками    являются государственные,  акционерные  и  другие организации, созданные для привлечения денежных средств и их размещение в форме кредита, а также для осуществления других операций, предусмотренных банковским законодательством.

Банковская система Республики Беларусь - двухуровневая. Она включает Национальный банк (центральный) и коммерческие банки (их в настоящее время более тридцати), функционирование банков регулируется двумя основными законами- "О Национальном банке Республики Беларусь" и банках и банковской деятельности в Республике Бела­русь". В указанных законах не указывается на другие небанковские организации, хотя такие учреждения в Республике функционируют. Их правовой статус долгое время был вооб­ще не определен. И только в конце 1996 года Правительством И Национальным банком было принято совместное поста­новление, утвердившее "Временное положение о небанковских финансовых организациях в Республике Беларусь".

Правовой статус Национального банка отличается от правового статуса коммерческих банков тем, что Националь­ный банк является одновременно органом управления и хозяйствующим субъектом. Как орган управления он наделен широкими полномочиями по управлению финансово-кредитной системой Республики Беларусь. Его хозяйственная деятельность есть продолжение реализации его администра­тивных функций, так как, вступая в отношения с Прави­тельством и коммерческими банками он руководствуется интересам, денежно-кредитной политики.

Национальный банк подчиняется  Парламенту. Председатель и члены правления назначаются Президентом с согласия Нижней палаты Парламента. Главной целью Национального банка является обеспечение внутренней и внешней устойчи­вости официальной  денежной единицы,  поддержание стабильности  цен. Основные   задачи   заключаются   в выработке и  проведении денежно-кредитной политики, вы­даче лицензий и осуществлении надзора  за  юридическими лицами, занимающимися банковской деятельностью. Национальный банк наделен исключительным правом на эмиссию денег,  и это право делает его неуязвимым, с точки  зрения  опасности банкротства.

Клиентами Национального  банка  являются  Правительст­во и коммерческие банки. По отношению к Правительству Национальный банк  выступает  как банкир,  экономический советник и финансовый агент. Как банкир Национальный банк обеспечивает  кассовое исполнение  бюджета,  предоставляет кредиты для частичного финансирования бюджетного дефицита. Поскольку денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики, Национальный банк консуль­тирует Совет Министров по вопросам денежного  обращения, кредитования, валютного регулирования. Национальный банк представляет Правительство в отношениях с международными финансовыми организациями. Нельзя не отметить и того, что Правительство  и  Национальный  банк  не несут ответственности по обязательствам друг друга, за исключением случаев предусмотренных законом.

В отношениях Парламент Национальный банк последний имеет право законодательной инициативы. По поручению Парламента он может брать на себя обязательства и осущест­влять операции, связанные с участием Республики Беларусь в работе международных финансовых организаций. Нацио­нальный банк ежегодно к 1 ноября представляет в Парламент. Основные направления денежно-кредитной политики на оче­редной год, а также ежеквартально информирует Парламент о состоянии денежной системы. В обязанности Национально­го банка входит ежегодно представлять в Парламент отчет о собственной деятельности и деятельности всей кредитной сис­темы государства. Парламент, по представлению Националь­ного банка, утверждает распределение его прибыли. Так, в Законе О бюджете на 1997 год (ст.34) установлено, что 50 про­центов прибыли Национального банка ежемесячно перечисля­ется в доход республиканского бюджета.

Для выполнения обязанностей по управлению денежно-кредитной системой Национальный банк наделен широ­ким спектром прав. Во-первых, он вправе требовать от органов управления финансовой и экономической информа­ции. Во-вторых, издавать обязательные для выполнения банками и другими хозяйствующими субъектами норматив­ные документы. В-третьих, специалисты Национального банка по письменному распоряжению своих руководите­лей могут посещать любые предприятия и банки, инспек­тировать бухгалтерские счета, иные документы банков и других юридических лиц и получать от них информацию.

 

2.

КОММЕРЧИСКИЕ БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Национальный банк не занимается кредитно-расчетным об­служиванием предприятий и населения. Главным звеном в об­служивании народного хозяйства и граждан являются коммерческие банки, составляющие второй уровень банков­ской системы. Банки могут создаваться на основе государст­венной, частной и смешанной форм собственности. Коммерческие банки различаются по принадлежности уставно­го капитала и способу его формирования на: государственные, акционерные, на банки представляющие собой общества с ограниченной ответственностью, на банки с участием ино­странного капитала, а также иностранные банки. По видам совершаемых операции - на универсальные и специализи­рованные. По территориальным признакам - на республи­канские и региональные. Основная масса существующих в республике банков - это акционерные общества открытого типа. Несмотря на то, что в названии некоторых белорусских банков присутствует указание на их специализацию, например. Белорусский биржевой банк, все они являются универсальными банками. Тем не менее, специализация все же есть, она касается не спектра оказываемых услуг, а ориентации на работу с определенной группой клиентов. Так, Белагропромбанк, в основном, обслуживает предприятия агропромышленного комплекса, колхозы, совхозы.

В своей  оперативной  деятельности  банки  независимы от представительных  и  исполнительных государственных органов. Служащие госаппарата не могут  совмещать  выполнение своих служебных обязанностей с работой в коммерческих банках.  Банки не отвечают по обязательства государства, а государство не отвечает по обязательствам банков. Отношения государственно-коммерческие банки опосредуются  через  Национальный  банк.  Законодательств устанавливает, что банки отвечают по своим обязательства перед клиентами всем  принадлежащим  им Имуществом денежными средствами, но, в то же время, не отвечают обязательствам вкладчиков и клиентов банка.

Деятельность коммерческих банков осуществляется на новации лицензии Национального банка. Каждая конкретная банковская услуга лицензируется, что позволяет допускать финансовый рынок только профессионально подготовленные специалистов.  По своему правовому статусу   коммерческие: банки   не   должны   осуществлять административно-контрольные  полномочия  относительно своей клиентуры. Однако, в двух случаях они  все  же  осуществляют  эти полномочия, но в данном случае отсутствуют интересы банков, связанные с извлечением прибыли. Положением о кассовых операциях на   коммерческие   банки   возложены обязанности  периодически проверять соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями правил ведения кассовых операций.  Коммерческий банк,  получив лицензию на совершение валютных операций и став уполномоченным банком, обязан осуществлять контрольные операции по валют­ным операциям своих клиентов. В законодательстве и литературе за ними укрепилось понятие - "агенты валютного Контроля". Коммерческие банки гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.

За непродолжительный период существования банковской системы Республики Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключа­ются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального  функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органом управления в лице Национального банка, а структурой, представляющей интересы всей нацио­нальной экономики. В некоторых странах образованы бан­ковские комитеты, в состав которых входят представители финансовых и экономических ведомств государства, представительных и  исполнительных  органов,  крупнейших коммерческих  банков. Очевидно, что такой орган целесообразно утвердить и в Республике, наделив его соответствующими права­ми и обязанностями.

Последние два года в Белоруссии происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединя­тся с более крупными,  становясь их филиалами.  Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, как показывает мировой опыт, централизация банковского капитала и концентрация банковской деятельности не должны .приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъек­тов и населения.  По количеству кредитных учреждении на 100 тысяч населения Беларуси еще отстает от стран с традиционно хорошо поставленным банковским бизнесом.

Поставленные вопросы выходят за рамки чисто банков­ской сферы и финансового законодательства, однако, они имеют важное значение для дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь.


















                                Литература:

1. Закон РБ «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г.

2. Закон РБ «О государственной налоговой инспекции РБ» 02.02.1994 г.

3.  Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении» от20.02.1991 г.

4. Закон РБ «О Комитете государственного контроля РБ» от 09.02.2000 г.

5. Закон РБ «О бюджетной системе РБ и государственных вне бюджетных

фондах» ОТ 04.06.1993 г.

6. Закон РБ «О бюджетной классификации РБ» от05.05.1998 г.

7. Банковский кодекс РБ от25.10.2000 г.

8. Указ президента РБ « О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ» от24.05.1996 №209

9. Аркарнов М.М. Основы банковского дела. Курс лекций.

10. Ханкевич Л.А. Финансовое право РБ.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.