Рефераты. Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические показатели  выражаются  сегодня в триллионах рублей. Показатели  экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.

Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет, кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.

Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действии, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные  комиссии  Парламента также в процессе своей деятельности анализируют и прове­ряют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях  в  составе  министерств ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осущест­вляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю факты злоупотреблений в финансовой сфере.


1.2 Стадии республиканского бюджета.

План:

1. СОСТАВЛЕНИЕ.

2. РАССМОТРЕНИЕ.

3. УТВЕРЖДЕНИЕ.

4. ИСПОЛНЕНИЕ.

5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.

 

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Составление проекта бюджета происходит в несколько эта­пов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.

Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом экономического и социального развития Республики.

Практическая работа по составлению проектов бюджета начинается с анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе исполнения  бюджета в текущем году. Одновременно учитываются макроэкономические показатели, содержащиеся  в  прогнозах экономического и социального развития республики, и показатели развития административно-территориальных единиц.  Бюджетное планирование всегда основывается на экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в экономике.  На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет с учетом  действующего  налогового  законодательства. Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании.  Исходя из этого, Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформи­ровать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расче­ты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представите­лей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разре­шения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

Такой порядок создает правовую базу для обеспечения под­готовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюд­жета.

Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов    местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принима­ют решения о представлении бюджетов соответственно в На­циональное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая стадия бюджетного процесса.

Введение института президентства в Республике Беларусь пока не нашло отражения в бюджетном законодательстве в части его полномочий в бюджетном процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны состо­ять в рассмотрении представленных Совету Министров ма­териалов по проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в Парламент.

 

 

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отме­чено, относится к компетенции представительной власти. Од­нако, элементы рассмотрения присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров рас­сматривает на своем заседании представленный Министер­ством финансов проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представ­ленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматрива­ется в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существу­ет и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют право привлекать представителей Прави­тельства и Министерства финансов.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии про­екта бюджета или его отклонении.

В процедурном отношении сегодня более отработан ме­ханизм прохождения рес- публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председа­тель отраслевой постоянной комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основ­ные показатели доходной и расходной частей республиканско­го бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование бюджетным по­казателям считается принятым, если за пего проголосовало большинство избранных депутатов.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом. В Законе о бюджете отражают­ся:

-общий объем доходов и расходов республиканского бюдже­та;

-размер основных доходов по республиканскому бюджету;

-ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической деятельности, органов государственной власти и управления, судов, правоохрани­тельных органов, органов прокуратуры, государственной безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.