Министерство высшего и профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра бизнеса и права
РЕФЕРАТ
по курсу: «Финансовое право»
на тему: «Налоги с физических лиц»
Выполнил:
студент гр. уЮР-00-3
Мухтаров Д.Ю.
Проверил:
преподователь
Диранжулин П.Н.
Иркутск 2002 г.
Содержание:
3.Налоги на имущество физических лиц------------------------13
4.Налог на имущества,переходящего в порядке
наследования или дарения--------------------------------------17
5.Список литературы------------------------------------------------19
Налоги,взимаемый государством с населения,выполняют функции,свойственные налогам вообще.Но при этом они служат и средством связи гражданина,причем индивидуальный,с государством или с органами местного самоуправления,отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам,позволябт себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам,дабт основания для контроля за ними,а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.Разумеется,в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством,однако именно с гражданами он проявляеться особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
В действующую с 1992г.систему налогов с физических лиц по законодательству Российской Федерации входят:подоходный налог;налог на имущество;налог с имущества,переходящего в порядке наследия или дарения.Помимо них,они уплачивают целевые и общие с организациями налоги:земельный налог;налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды;налог на покупку иностранной валюты;на индивидуальных предпринимателей(без образования юридического лица),как и на организации,распостраняется налог с продаж,единый налог на внеменный доход от определенных видов деятельности,местные налоги,устанавливаемые по решению органов местного самоуправления(налог на рекламу,налог на перепродажу автомобилей).Кроме того,с граждан на соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов,пошлин,и другихобязательных платежей,включенных в налоговую систему Р.Ф.
В соответствии с Налоговым Кодексом(ч.1)число налолгов сфизических лиц несколько сокращается,хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени,т.е. общего размера суммы налоговых платежей.Последнее зависит от ставок и льгот по налогам,определение налоговой базы по налогам,определение налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов.В Кодексе,в частности,не упоминаются целевые налоги,подлежащие зачислению в дорожные фонды,называется лишь один –дорожный налог.Но основные налоги-подоходный и на имущество-сохранены. Переведен на уровеньместного галог на наследование или дарение.Сохраненны и пошлины(государственная и таможенная) и ряд сборов.Все они также распределены по трем уровням.
2. Подоходный налог с физических лиц.
Подоходный налог с физических лиц-наиболее значительный и по суммам поступления,и по кругу плательщиков из чила прямых налогов с населения.Охватывая разноообразные источники доходов граждан,он связан с различными сферами их деятельности.В связи с этим для подоходного налога особенно важно соответствии принципу справедливости.
Подоходный налог-один из главных налогов в современных государствах.Он возник в условиях капиталистического общества в 18-19 вв.,когда четко определились различия в видах и источниках доходовразличных социальных групп:заработная плата рабчих,предпринемательский доход капиталиста,ссудный процент и т.д.На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение,требовавшее налоговой реформы,с целью снижения налогового бремени,а также другие факторы.
В царской России предпринемались попытки введения подолходного налога.Однако этому припятствовало крепостное право.После его отмены к этому вопросу снова вернулись.Наконец,в 1916г. был принят подоходный налог со сроком начала взимания в октябре 1917г.В связи с революционными действиями ввод в действие данного закона не состоялся.
Позднее,в советский период было введено и действовало законодательство о подоходном налоге с населения.Порядок взымания подоходного налога с населения в Российской Федерации,введенный с января 1992г.на основание Закона Р.Ф.от 7 декабря 1991г.,существенно отличается от раннее действовавщего,что связанно с изменениями в экономике, процесса перехода ее к рыночным отношениям.
Наиболее значительные отличия заключаются в следующем. Произведен переход перечесления подоходного налога всеми категориями плательщиков,исходя из совокупного годового дохода,а не месечного,как устанавливалось раньше для большей части налогоплательщков.В отношение всех видив доходов устанавливалась единая шкала ставок и единая система льгот,тогда как прежде они различались по категориям доходови плательщиков налогов(зароботная плата рабочих и служащих, доходы от кустарно-ремесленных промыслов и т.д.)Расширен и круг плательщиков:начиная с 1992г. подоходный налог уплачивают и члены совхозов.Ранее уплачивался налог с фонда оплаты труда колхозников колхоза в целом,а не каждым колхозником в отдельности.По-новому определяется налогооблагаемый минимум доходов:не в конкретной сумме,а вразмере определенной кратности относительно минимальной заработной платы,установленной законом(пятикратной, трех-кратной , двухкратной и однократной).Более широким стало применение деклорации о доходов.Такие черты создают предпосыолки для дальнейшего реформирования подоходного налога,исходя из новых экономических условий.С момента введения в действие в ЗаконР.Ф. о подоходном налоге с физических лиц от 7 декабря 1991г. внесено большее число изменений и дополнений,в том числе довольно существенных в 1997-1999гг.
В Налоговом кодексе РФ(ч.1)подоходный налог с физических лиц по-прежнему включен в перечень федеральных налогов.
Плательщиками- подоходного налога являются граждане РФ,иностранные граждане и лица без гражданства,как имеющие,так ине имеющие постоянного места жительства в РФ.Все они обощенно именуются в Законе физическими лицами.
Вместе с тем Закон различает налогообложение лиц,имеющих постоянное место жительства(к ним относятся те из них,которые проживают в Российской Федерации в общей сложности не меннее 183 дней в календарном году) и не имеющие такового.
Объектом налогооблажения является совокупный доход физического лица,полученный им в календарном году(т.е. с 1января по 31 декабря),так и натуральной форме,в том числе в виде материальной выгоды,полученной по вкладам в банках,договорам страхования,низкопроцентным ссудам.
Доходы,полученные в натуральной форме,учитываются по государственным регулируемым ценам,а при их отсутствии по –свободным (рыночным)ценам на дату получения дохода.
При этом у физических лиц,имеющих постоянное место жиительства в РФ,учитывается доход от иточников в РФ и за ее пределами,а у физических лиц,не имеющих постоянного места жительства,-лишь от источников в Российской Федерации.
Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются по курсу Центрального Банка РФ,действовавщему н дату получения доходов.Уплата налога с доходов,полученных в иностранной валюте,производится в рублях,или по желаню налогоплательщика,-в иностранной валюте,покупаемой Центральным Банком РФ.
Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих нало-гообложению.При этом в нем выделяются дае группы доходов:во-первых,не включаемые в совокупный налог,и,во-вторых,суммы доходов(расходов),на которые производиться уменьшение совокупного дохода.
К первой группе относятся:
· различного года государственные пособия(кроме пособий по временной нетрудоспособности,в том числе и по уходу за больным ребенком);
· пенсии;
· алименты,получаемые физическими лицами;
· Все виды установленных законодательством и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах утвержденных норм(связанных с выполнением трудовых обязанностей,переездом на работу в другое место,возмещением командировачных расходов,гибелью военнослужащего и д.р.);
Страницы: 1, 2, 3