Рефераты. Государственный долг РФ, его виды. Долговые обязательства и их сроки

Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.

3.3  Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние


В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;

- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;

- высокая доходность государственных ценных бумаг.


Состояние внутреннего государственного долга

(Таблица3)

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд руб.

В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют

ОФЗ-АД - 372,26 млрд руб. (на 2,35 млрд больше, чем на 1 ноября).

Затем следуют:

ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (на 9,03 млрд меньше, чем на 1 ноября);

ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);

ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);

ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);

ГКО - 2,72 млрд руб. (на 2,47 млрд руб. меньше, чем на 1 ноября).

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. (08.01.04 11:01:00)

Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина сообщает, что по состоянию на 1 января сумма государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) составила 663,53 млрд руб. и увеличилась за месяц на 3,16 млрд руб.

В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД - 375,42 млрд руб. (на 3,16 млрд больше, чем на 1 декабря). Затем следуют:

ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (+0,0002);

ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);

ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);

ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);

ГКО - 2,72 млрд руб. (без изменений).

В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд руб., или на 1,4 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.

   Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд руб.

В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта составляют

ОФЗ-АД - 405,093 млрд руб. (на 13,6 млрд больше, чем на 1 февраля).

Затем следуют:

ОФЗ-ФК - 187,693 млрд руб. (-3,624 млрд);

ОФЗ-ПД - 50,471 млрд руб. (-0,005 млрд);

ОФЗ-ПК - 24,100 млрд руб. (-0,001 млрд);

ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);

ГКО - 6,649 млрд руб. (+3,927 млрд)

Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд руб.

ОФЗ-ФК - 10,7 млрд рублей,

ОФЗ-АД - 21,0 млрд рублей,

 ОФЗ-ПД - 1,7 млрд рублей.

В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе

ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд рублей,

ОФЗ-АД - на 0,79 млрд рублей

ОФЗ-ПД - на 0,56 млрд рублей

и составили 31,9 млрд рублей.

Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.

Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд рублей.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд руб против 756,82 млрд руб на 1 января 2005 г

В 2006 г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд руб, чистое привлечение в 2006 г составит 170 млрд руб. Общее привлечение в 2007 г составит 290 млрд руб, чистое привлечение – 200 млрд руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд руб, чистое привлечение – 230 млрд руб.

Таким образом, общее привлечение за период 2006-2008 гг составит 870 млрд руб, чистое привлечение за этот период – порядка 600 млрд руб.
Говоря о размещении государственных облигаций в 2006 г Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд руб, 15-летних – до 90-100 млрд руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005 г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд руб, и осуществил доразмещение на сумму 46,3 млрд руб.





Глава4. Внешний государственный долг

По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в  таких странах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика.  Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно  превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций. (Таблица 4)

Несмотря на увеличение доходов российского бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении они только сейчас выходят на докризисный уровень. (Схема 1 и 2)

До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении.

Состояние внешнего государственного долга

(Таблица 5)

Государственный внешний долг РФ за 2004 год снизился на 9,2 млрд.. долл. и составил на 1 января 2005г. 110,5 млрд. долл.

При расчетах в евро российский госдолг за минувший год снизился на 14,6 млрд. евро – до 81,1 млрд. евро.

Согласно предварительной информации Минфина РФ, задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд. долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2005 года составила 43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. – с 7 млрд. долл. (5,6 млрд. евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро).

Коммерческая задолженность РФ за 2004 год снизилась на 0,9 млрд. долл. – с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд. долл. (2,1 млрд. евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. – с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд. евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. – с 5,1 млрд. долл. (4,1 млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком – на 0,6 млрд. долл. – с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2 млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил 0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро).

Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за 2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. – до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ не изменился в долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд. евро – до 5,3 млрд. евро. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, снизилась на 0,7 млрд. долл. – с 6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).

Внешэкономбанк в счет погашения и обслуживания долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов по поручению Минфина РФ в период с 18 по 22 февраля 2005 года выплатил сумму, эквивалентную 2 млрд. 203 млн. 930 тыс. 881,14 долл.

31 января 2005 года Россия полностью выплатила долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл., подлежащих возврату в 2005-2008 годах. Данный платеж был осуществлен за счет средств Стабфонда сверх накопленной суммы в 500 млрд. руб., в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Расплатившись досрочно, Россия сэкономила на процентах 204 млн. долл.

До выплаты странам – кредиторам Парижского клуба долги РФ составляли $45 млрд., из которых более $40 млрд. – долги бывшего Советского Cоюза. Крупнейшими кредиторами России являются Германия ($20,3 млрд.), Италия ($5,7 млрд.), Япония ($3,7 млрд.), США ($3,5 млрд.) и Франция ($3,4 млрд.).

 

Объем внешнего госдолга в 2005 году сократился на $32 млрд. Одновременно темпы роста внутреннего долга составили 11-12%.

Объем рыночной доли рублевых государственных ценных бумаг на начало 2006 года составил 84,8%, в то время как на начало 2005 года составлял 76%. Тенденции роста среднего срока платежей по облигациям. На начало 2006 года он составляет 5,2 года, в то время как на начало 2005 года - 4,8 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.