Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:
- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Согласно классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:
1. Целевой заем 1990 года;
2. Целевые вклады и чеки на автомобили;
3. Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991года;
4. Государственный внутренний заем 1992 года;
5. Казначейские обязательства;
6. Задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
7. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) ;
8. Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
9. Государственные гарантии;
10. Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
11. Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
12. Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК);
13. Государственный сберегательный заем;
14. Государственный внутренний целевой заем Российской Федерации для погашения товарных обязательств;
15. Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД);
16. Индексация вкладов населения;
17. Облигации государственных нерыночных займов;
18. Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
19. Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку
20. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК);
21. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;
22. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;
23. Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
24. Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;
25. Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;
26. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;
27. Муниципальные ценные бумаги;
28. Муниципальные гарантии;
29. Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;
30. Государственные федеральные облигации (ГФО) ;
31. Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:
1. Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР;
2. Задолженность Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам;
3. Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
4. Государственные казначейские векселя;
5. Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ;
6. Задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий;
7. Задолженность предприятиям топливно - энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.
Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.
Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие).
Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8