Рефераты. Государственный долг РФ, его виды. Долговые обязательства и их сроки

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

 

 

3.1.1 Формы внутреннего долга


Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:

-     государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-     договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-     договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

-     соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.




































3.1.2   Виды внутреннего государственного долга


Согласно классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:

1.         Целевой заем 1990 года;

2.         Целевые вклады и чеки на автомобили;

3.         Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991года;

4.         Государственный внутренний заем 1992 года;

5.         Казначейские обязательства;

6.         Задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

7.         Государственные краткосрочные облигации (ГКО) ;

8.         Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

9.         Государственные гарантии;

10.     Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

11.     Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

12.     Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК);

13.     Государственный сберегательный заем;

14.     Государственный внутренний целевой заем Российской Федерации для погашения товарных обязательств;

15.     Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД);

16.     Индексация вкладов населения;

17.     Облигации государственных нерыночных займов;

18.     Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

19.     Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку

20.     Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК);

21.     Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;

22.     Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;

23.     Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

24.     Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;

25.     Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;

26.     Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;

27.     Муниципальные ценные бумаги;

28.     Муниципальные гарантии;

29.     Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;

30.     Государственные федеральные облигации (ГФО) ;

31.     Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:

1.    Государственный внутренний   долг   Российской   Федерации, принятый от бывшего Союза ССР;

2.    Задолженность Правительства   Российской    Федерации    по кредитам, полученным   от   Центрального  банка  Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам;

3.    Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

4.    Государственные казначейские векселя;

5.    Задолженность по  техническим   кредитам,   предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ;

6.    Задолженность Пенсионному  фонду  Российской  Федерации  по возмещению расходов  по  выплате  государственных  пенсий и пособий;

7.    Задолженность предприятиям   топливно   -   энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.

Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.



























3.2 Государственный долг субъектов Российской Федерации


Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации

Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).

Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие).

Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При  этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.