Рефераты. Жизнь и творчество Владимира Сергеевича Соловьева

Жизнь и творчество Владимира Сергеевича Соловьева

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Специальность: Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (2203).

Реферат по предмету:

Основы философии.

Тема:

Жизнь и творчество Владимира Сергеевича Соловьева.(1853-1900)

Реферат выполнен

Студенткой группы П-206

Татьяной

 

 

Преподаватель

Головлева О.И.

 

 

 

2002 год.

СОДЕРЖАНИЕ

1.       Вступление………….……………………………………..1

2.      Жизненный путь…………………………………………..1

3.       Личность…………………………….……..………………2

4. историко-философская ориентация……………………..3

            4.1       Вл. Соловьев и Платон

            4.2       Вл. Соловьев и неоплатонизм

4.3               Вл. Соловьев и патристика

4.4               Вл. Соловьев и теософско - гнотическая литература

4.5               Вл. Соловьев и декарт

4.6               Вл. Соловьев и Спиноза

4.7               Вл. Соловьев и Кант

4.8               Вл. Соловьев и Шеллинг

4.9               Вл. Соловьев и Гегель

  1. Теоретическая философия…………………………………….9

5.1              Метафизика.

5.2              «Свободная теократия»

     6.  Заключение………………………………………………………11

 


ВСТУПЛЕНИЕ


Я

 выбрала эту тему для своего реферата, т.к. после экскурсии в подмосковное имение  А.А. Блока  Шахматово  мне очень понравилось сообщение о этой личности: интересной и неизвестной для меня.

Речь пойдет о  Вл. Соловьеве известном философе конца 19-начала века. В своем реферате я опишу жизнь философа. Моей целью является: узнать о его учебе, первоисточниках взглядов  Вл. Соловьева, а также о его трудах в различных областях деятельности, и на конец составить полный образ  Вл. Соловьева- идеалиста с начала и до конца.


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

В

ладимир Сергеевич  Соловьев родился в Москве 16 Января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Род  Вл. Соловьева еще в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешел в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжал линию отцов, обратившись к научной деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.

            Со стороны матери Поликсены Владимировны Вл. Соловьев принадлежал к украинско-польской фамилии, имея в числе предков своих замечательного мыслителя 18 в. Г. С. Сковороду. От матери он унаследовал, несомненно, поэтическую сторону своей натуры.

            Обстановка ранних лет сложилась весьма благоприятно для духовного развития Вл. Соловьева. Семья создала наилучшие условия для его образования, позднее -для научной и философской деятельности.

            Среднее образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии (1867-1869), окончив ее с золотой медалью и занесением на гимназическую Золотую доску. Из гимназических лет мы имеем достаточно много сведений его начального мировоззрения. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьева и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших целей сказались уже в это время его жизни, сопровождаясь религиозным скептицизмом и глубоким критицизмом.

он увлекался и религией и материализмом.

            Высшее образование Вл. Соловьев получил в Московском университете (4869-1873). Вероятно, не без влияния материалистических идей 60-х годов Вл. Соловьев поступил на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика, но и все естественные науки. Он увлекался в те годы биологией;  из биологии больше всего занимался зоологией и ботаникой. Естественнонаучные устремления, наверное, не были для Соловьева призванием – достаточно было ему провалить какой-то экзамен на 2 курсе, как он перешел на историко-филологический факультет того же университета и обратил основное внимание на изучение там философии.

            Имеются не6которые сведения о кратком пребывании Вл. Соловьева  в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя (1874), но, по-видимому, о каком-то серьезном влиянии здесь и говорить нельзя, так как по сути дела Вл. Соловьев уединился там от повседневной суеты, чтобы завершить диссертацию и пользоваться обширной библиотекой Академии.

            Он был назначен доцентом на кафедре философии Московского университета и получил право самостоятельного преподавания философии вместо П. Д. Юркевича, который умер в октябре 1874 г. приступил к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее. В Россию он возвратился лишь через год. Вскоре он защитил докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал» (1880), где под «отвлеченными началами» понимал все односторонности идеализма и материализма.

            После прочтения публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой Вл. Соловьев призывал императора Александра 3 помиловать первомартовцев, его преподавательская деятельность навсегда окончилась. Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной ухода Вл. Соловьева из университета. Однако ради соблюдения исторической точности необходимо сказать, что после этой лекции петербургский градоначальник намеревался наказать Вл. Соловьева, но по желанию Александра 3 ему было временно запрещено чтение публичных лекций, и он был оставлен в Петербурге.

            Прежде всего на этих свободных от казенных форм путях деятельности Вл. Соловьев целиком отдается написанию произведений церковно-общественного характера.

            Сближение с католицизмом сопровождалось знакомством философа с видными деятелями,  как, например, с епископом Штроссмайером в Загребе, куда Вл. Соловьев ездил в 1886 г., ввиду чего в области богословия у Вл. Соловьева появилось много неприятностей вплоть до запрещения ему писать на церковные темы. Таким образом , после своих церковных увлечений Вл. Соловьев опять вернулся к теоретической философии, и если и касался религиозных вопросов, то уже вне всякой конфессиональной проблематики. Философско-теоритическими интересами был продиктован также  новый перевод некоторых диалогов Платона.

            Не находя никакого сочувственного отзыва на свои теократические и католические настроения, трагически переживая безвременье конца века, далекое от его утопических идей вселенской церкви. Вл. Соловьев в последний год своей жизни стал говорить о конце мира в своих «Трех разговорах» (1899-1900) представил картину явления Антихриста. Это было последним словом крупнейшего русского идеалиста. Здоровье его к этому времени стало заметно ухудшаться, и он стал чувствовать неимоверную физическую слабость.

            Кончина Вл. Соловьева произошла в подмосковном имении его друзей философов С. Н. и Е. Н. Трубецких  Узкое 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.

           

                                         ЛИЧНОСТЬ

П

ереходя к отдельным сторонам личности и поведения Вл. Соловьева, скажем сначала несколько слов о его наружности и привычках.

            Наружность, лицо и общее поведение Вл. Соловьева особенно переживались людьми во время чтения  им лекций.

Что касается вообще наружности и привычек Вл. Соловьева, то много интересных сведений на эту тему мы находим у Андрея Белого в воспоминаниях, а также в биографии, принадлежащей С. М. Соловьеву, отчасти - у А. Блока, но больше всего- у Е. Н. Трубецкого.

            Вл. Соловьев был худой и высокого роста. У него были грустные, ласковые и проницательно видящие глаза, что еще и теперь можно разглядеть на дошедших до нас фотоснимках и портретах. Он всегда носил большую бороду и длинные волосы, доходившие до плеч, так что мальчишки иной раз называли его «боженька», а кое-кто называл его «батюшкой» и даже подходил под благословение, которого он, не будучи духовным лицом, конечно, не мог дать. Исходя из иконописных традиций, говорили, что он похож на Иисуса Христа, а его голова как будто напоминала голову Иоанна Креститель.

            Но эта внутренняя и внешняя духовность удивительным образом совмещались у него с веселым нравом, с постоянной шутливостью, с любовью к своим и чужим анекдотам, с шуточными произведениями, занимающими далеко не последнее место в сборнике его стихотворений.

            Одевался он во что ни попало и по забывчивости даже выходил на улицу в красном одеяле, которым укрывался ночью. В Лондоне и Каире, который был тогда под властью Англии, ему пришлось напяливать на себя цилиндр, напоминавший ему какую-то трубу или ящик. Но выходить в Лондоне без цилиндра было, по словам Вл. Соловьева, все равно что выходить без штанов. В Каире, несмотря на жару, он ходил в высокой шляпе и длинном черном плаще, хотя, судя по «Трем свиданиям», в египетскую пустыню он вышел путешествовать все6 в том же цилиндре. Это соответствовало эксцентризму его натуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.