Рефераты. Жизнь и творчество Сократа

Но как приобрести знание? Это знание нельзя получить в готовом
виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести
его. Отсюда вытекает метод Сократа — майевтика — повивальное искусство. Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке – повитухе».

В чем же состоит сущность этого метода и на какие философские
предпосылки он опирается? Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ
пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. «Я знаю, что я
ничего не знаю», — заявлял он. И тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.

А достигал этой цели путем точной постановки вопросов. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат. Однако этим дело не заканчивается, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.

« Познан самого себя.» — это изречение закрепилось за Сократом закономерно,- ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание. Самопознание было направлено против всезнайства. Приобретенные знания и мастерство в каких-либо областях деятельности еще не дают блага человеку. Они могут быть использованы и во вред ему. Те, которые много знают и всегда много понимают, сведущи, но не мудры. Сократовское самопознание — это происхождение общих, прежде всего этических, определений — забота о своей душе, о своем назначении. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено вопросам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.

















Глава 5. Сократические школы

Мегарская школа.

 

Основанная уроженцем Мегары, ревностным почитателем Сократа Евклидом, мегарская школа просуществовала до середины III в. до н. э. В основе учения мегарской школы была положена идея, будто предметом знания могут быть только «бес-
телесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли к отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.


Элидо-эретрийская школа.

 

Была основана Федоном из Элиды; один из представителей этой школы, Менедем, положил впоследствии начало эретрийской
школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев.


Киническая школа.

 

Ее основателем был Антисфен, выступавший против учения Платона о бестелесных, постигаемых умом «идеях». Наиболее известный ученик Антисфена — Диоген Синопский (который жил в бочке), прославившийся пренебрежением к культуре и своей пропагандой возврата к «естественному состоянию». По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но
лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам не подвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей.



 

Киренская школа.

 

Была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом. Как и киники, Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания
может быть только практически достижимое благо. Так как познание возможно только через ощущения и так как в них постигаются не свойства самих вещей,  лишь наши собственные, индивидуальные состояния, то критерием блага может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаждение или страдание. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обстоятельства, так и к тому, чтобы с легким сердцем от них отказаться.































Глава 6. Краткий обзор событий времени жизни Сократа


469 г. — рождение Сократа.


465 г. - Левкипп, учитель Демокрита, первым учит, что все вещи состоят из неделимых частиц (атомов), составленных вместе.


460 г. — рождение Демокрита.

443-429 гг. — Афины становятся культурной столицей Аттики. Все известные «духовные лидеры» время от времени посещают Афины. Среди них можно назвать философов Анаксагора, Протагора, Гиппия из Элиды. Выдающиеся политики, например Перикл, принимают участие в обсуждении философских вопросов и способствуют развитию искусств.


441-440 гг. — Сократ приезжает в Самос и знакомится с учеником Анаксагора Архелаем (философом).


432 г. — в Афинах принимается закон против безбожия. Анаксагор учил, что Солнце — огненная глыба (камня), а Ауна — земля. Из-за воззрений Анаксагора был принят закон, объявляющий «государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления».


431-429 гг. — Осада Потидеи (Сократ принимает участие в ней как гоплит).


428 гг. — Премьера трагедии «Ипполит» Еврипида.


424 г. — Сократ принимает участие в сражениях при Делии.


423 г. — В комедии Аристофана «Облака» выводится карикатурный образ Сократа. Он якобы является заводилой шайки проходимцев, которую Аристофан назвал «мыслильней». В этой «мыслильне» люди зарабатывают тем, что сбивают с толку молодых юношей, обучая их ложным воззрениям, в частности отрицанию богов, отрицанию устоев общества.


422 г. — Сократ участвует в сражениях при Амфи-поле.


418-413 гг. — Алкивиад, которого Сократ знал всю жизнь, играет важную политическую роль в Афинах, но позднее, в 416 г., его лишают власти и высылают из города.


412 г. — рождение Диогена из Синопа.


Примерно 407 г. — Платон становится учеником
Сократа.


406 г. — Сократ принимает участие в процессе против полководцев, победивших при Аргинусских островах, и выступает в их защиту.


404 г. — Спартанцы захватывают Афины. Начинается период правления Тридцати тиранов.

399 г. — После восстановления демократии над Сократом затевают судебный процесс, который заканчивается приговором и смертью Сократа.


396 г. — Платон публикует свою «Апологию» (защиту Сократа).

Глава 7. Известные высказывания Сократа


·        Я знаю, что я ничего не знаю.


·        Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.


·        Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.


·        Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.


·        Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.


·        Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.


·        Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.


·        Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем,
что становлюсь лучше.


·        Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.


·        Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны!


·        В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.


·        Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.


·        Нельзя врачевать тело, не врачуя души.


·        Сколько же есть вещей, без которых можно жить.


·        Точное логическое определение понятий — условие истинного знания.


·        Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.


·        Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.


·        Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.


·        Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.


·        Кто мудр, тот и добр.





































Заключение.

 

Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Изучив историю его жизни и деятельность можно сделать выводы о том, что, главное направление в учении Сократа заключается в том, что в нем формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.

Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни  античного мира.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискус­сиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппо­нента. Цель же его философских учений заключалась в  помощи  людям.

Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию стано­вится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалисти­ческой философии  Платоном.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть  символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый – традиционный – фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций – «нигилиста» и разрушителя авторитетов.

Сократ - великий античный мудрец, который стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Философия: Краткий курс. – Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова, СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – ( Серия «Краткий курс» ).

  1. Философия: Учебник. – В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов,

К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 519 с.


  1. Философия: экзаменационные ответы / Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 384 с. -

( Сдаем экзамен).


  1. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.: ил.

  1. Сократ. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты: за 60 минут. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 187, [5] с. – ( Человек мира )


 

 














 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.