Рефераты. Жизнь и творчество Сократа
































Глава 3. Понимание души человека по Сократу


Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее,  в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.),  была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В понимании Сократа, человек - это его душа. А под  душой  Сократ понимает разум, способность к самосознанию и морально ориентированное поведение. «Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа», и высшую и благую задачу Сократ видел в том, чтобы научить людей самовоспитанию души. «...убеждаю каждого из вас, молодого и старого, - читаем мы в «Апологии», - заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».

Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает наличие того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит в познании тем, кто следует призыву «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас есть хорошего или плохого?».

Сократ призывает познать самого себя, но не в духе ранних мыслителей, напоминавших человеку об ограниченности его возможностей и о необходимости положиться на богов. Познать у Сократа не значит воспринять уже данную истину, он требует познавать, искать самого себя, испытывать себя знающий ли, добрый ли ты или нет. Сократ считал, что, заботясь о душе человек должен сосредоточить основное внимание на подлинных добродетелях - истине, справедливости, свободе, мужестве, воздержанности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.  Для Сократа не было  ничего выше этического.

Добродетель  есть знание, следует понимать в прямом смысле, а именно, выходящую за рамки данного индивида природу. Все добродетели являются разновидностями знания (мужество представляет собой знание того, что бояться, чего нет, как вести себя в опасных ситуациях; справедливость есть знание того, как вести себя по отношению к законам, и т. д.). Духовная активность личности должна быть, поэтому направлена исключительно на поиск адекватных этических знаний, ибо знание решает все дело. Добродетель в  сущности одна – знание, и все сводиться к нему, притом в такой степени, что человек не может, например, быть одновременно справедливым и немужественным или умеренным и несправедливым. Этические поиски ориентированы на открытие основы основ всех добродетелей, понятия добра вообще. Нужно найти моральную формулу, понятие добродетели, и это сделает человека моральным, и одновременно и счастливым. Для понимания природы индивида, полагает Сократ, важно не то, что дано естественно (стремление к удовольствиям, пользе, счастью), а то, что  привносится культурой, - нравственные взгляды. По Сократу, деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость – к совершенному знанию. Это был важный шаг в познании сущности человека. Именно поэтому по Сократу,  добродетель есть знание.

Таким образом, человек и его место в мире стали центральной проблемой в учениях  о душе и этики Сократа.




Глава 4. Философия Сократа

В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной, жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили         шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы (натурфилософия) к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальником этой тенденции являются софисты и Сократ.

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощение м мудрости, «идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни». И когда Херефонт, один из преданных ему слушателей, обратился к дельфийской пророчице с вопросом, есть ли кто на свете мудрее Сократа, пифия ответила: «Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же — мудрейший из всех людей». Сохранился и другой вариант ответа: «В мудрости никто не сравнится с Сократом»

Также в истории философии нет фигуры более загадочной, чем Со -
крат. Дело в том, что он ничего не писал и не оставил письменного наследства. Он философствовал устно, целыми днями бродил по улицам
Афин и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему на пути. Все свои
взгляды он высказывал в беседах, которые представляли собой свое-
образную форму сократовского философствования и стиль его жизни,
сознательно подчиненный поискам истины. О его жизни и учении мы
знаем, главным образом, из сочинения его учеников и друзей, в первую
очередь благодаря прекрасным как в философском, так и в художествен-
ном отношении произведениям Платона. 

Сократ отвергает всю натурфилософию как «для человека излишнюю». Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля,  звезды. Сократ
тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь
не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.

Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и
копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь, прекрасна
по-своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей. В таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.

Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ
отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы идеализма. Со-
крат как никто другой уловил, что существует родовое общее. Он выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Ему трудно разобраться в том, существует ли это родовое, т. е. общее, присущее веем объектам данного класса,
только в уме или и за его пределами, но он уверен, во-первых, что оно
каким-то образом существует, а во-вторых, что при объяснении мира
событий, мира отдельного, надо начинать с родового.

Итак, основополагающая способность человека, по Сократу, это
разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание.

Сократ, однако, не останавливается на констатации значений идей,
он стремится познать их субординацию. Он приходит к убеждению, что
самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и
полезность всего остального, в том числе и справедливость. Натурфи-
лософ начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага.

Сократ интуитивно убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, возвышая, между прочим, его над экономическим и политическим. Для Сократа нет ничего выше этического.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать чело-
веку верные направления для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие делаю

Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в
мире, к понятию того, «каков он по отношению к пользованию собой
как человеком». В центре сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.

Но что является этически оправданным, добродетельным? Сократ
отвечает, что добродетель состоит в знании добра и в действий соответственно этому знанию. Он связывает нравственность с разумом, что
дает основание читать его этику рационалистической.

Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что
плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идёт от не-
знания, значит, знание — это источник нравственного совершенства.
Истина и нравственность Сократа — совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Сократ называл три основных человеческих добродетели:

1.     умеренность (знание как обуздывать страсть);

2.     храбрость (знание как преодолевать опасности);

3.     справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Таким образом, Сократ пытался, найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.

. Можно ли научиться добродетели? Казалось бы, что исхода из определения добродетели («Добродетель есть знание »), на этот вопрос следует ответить однозначно. Однако Сократ после обсуждения данной темы приходит .к отрицательному выводу: добродетели научиться нельзя. Сократ сделал такой вывод потому, что он различает знание и мнение. Знание и, следовательно, добродетель, по Сократу. — это божественный разум, доступный (и то не полностью)дашь философскому понятию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.