Рефераты. Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.

В 1920 – 1939 гг. Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он предлагает следующую модель психической структуры личности:

Ø Высшая инстанция в структуре душевной жизни – «Сверх-Я» (супер-Эго) – давящая и влияющая на личность внешняя реальность: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Это источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании. «Сверх-Я» - это внутренний цензор, совесть.

Ø Сфера сознания – «Я» (Эго), которая может контролировать «Оно», это посредник между «Сверх-Я» и «Оно», между влечением и удовольствием. «Я» руководствуется требованиями реальностями.

Ø Сфера бессознательного – «Оно» (Ид) – неосознаваемые влечения и инстинкты. Инстинкт жизни (Эрос) – стремление к самосохранению и продолжению рода, что проявляется в сексуальном влечении (либидо). Инстинкт смерти (Танатос) – агрессивная сила, которая подталкивает человека к разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождения неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению (либидо). Либидо – основа бессознательного, большинство психических действий человека обусловлены либидо. Либидо ищет свое выражение:

► в сексуальных действиях;

► в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сублимация – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сферы религии и искусства. Творчество необходимо для самовыражения, для выхода наружу скрытых, подсознательных переживаний. В процессе творения эти переживания оформляются в виде конкретных образов, и наступает своего рода примирение с ними. Кроме того, у человека повышается самооценка, он находит свое место в мире, из которого, как ему казалось, его насильно вышвырнули.

В 1900 г. появляется работа «Толкование сновидений», в которой Фрейд расставляет первые вехи психоаналитической теории. В 1905 г. в работе «Три эссе по вопросам сексуальности» он уточняет мысль, являющуюся определяющей для понимания неврозов, о «детской сексуальности». Кроме того, предпринимает более широкое толкование различных видов деятельности человека. Рассматривая психоанализ как возможный способ приблизиться к культурным явлениям, он исследует искусство, религию: «Будущее одной иллюзии» (1927), право и процессы становления человеческих цивилизаций: «Тотем и табу» (1912), «Неудовлетворенность в культуре» (1930).

б). Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психолог и психиатр, вторая после Фрейда фигура психоаналитического направления.

Став основателем аналитической психологии, он развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Его дружба с Фрейдом началась в 1907 г., когда взгляды Юнга, практикующего психиатра, уже сложились, а в 1913 г. последовал разрыв между этими крупными психоаналитиками из-за серьезных теоретических расхождений.

Собственно ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Они пытались язык сновидений переводить на язык привычной нам повседневной реальности. Фрейд задавал вопрос: почему снится сон, Юнг – зачем снится сон. Юнг считал, что сновидение есть не что иное, как послание человеку из коллективного бессознательного, поэтому сновидения надо не только запоминать и анализировать, но к ним необходимо прислушиваться, тогда они смогут вести человека по его жизненному пути.

По Юнгу, под индивидуальным бессознательным существует другой тайный пласт, выводящий нас за пределы индивида – коллективное бессознательное. Это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу как у Фрейда. Коллективное бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории, в период первобытности.

Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 г. посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась Первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.

Коллективное бессознательное не имеет границ и присуще всем людям. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некоей иной реальности, в некотором смысле это идеи, универсальные образы, закодированные в структуре головного мозга. Это «зашифрованная» история человечества, или иными словами, генетическая память человечества.

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает выявленные им основные архетипы.

Анима и Анимус – архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и мужским. Доминирование в мужчине Анимы выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Мужской архетип во внутреннем мире женщины вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти.

Юнг выделяет и такие архетипы, как Персона и Тень. Персона – совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Согласно, Юнгу, персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом. Таким образом, Персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. Тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения.

Важнейшим архетипом, по Юнгу, является Самость. Это целостность человека как индивидуальности, такое сущее, которое может сказать: «Я».

Энергия понимания

1. Какими основаниями и условиями можно объяснить становление неклассической философии?

2. Как Вы оцениваете критику христианских принципов Ф. Ницше? Во всем ли Вы с ним согласны?

3. В чем драматизм проблемы выбора в философии экзистенциализма?

4. Объясните философский смысл основного принципа экзистенциализма (по Сартру).

5. Почему свобода порождает проблемы? Может ли человек выбрать несвободу?

6. Каков механизм феноменологического метода?

Фрагменты из классичеси х источников

А. Шопенгауэр

«С мыслями бывает именно то же, что и с людьми: их нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами».

«Истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее путем собственного мышления».

«Читать должно только тогда, когда иссякнет источник собственных мыслей, что довольно часто случается с самою лучшею головою».

«Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».

Ф. Ницше

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человек важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

(Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – С. 8–9).

 «Я, например, вовсе не пугало, не моральное чудовище, – я даже натура, противоположная той породе людей, которую до сих пор почитали как добродетельную. Между нами, как мне кажется, именно это составляет предмет моей гордости. Я ученик философа Диониса, я предпочел бы скорее быть сатиром, чем святым. …Я не создаю новых идолов. Мое ремесло скорее – низвергать идолов – так называю я «идеалы», в той мере, в какой выдумали мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, ее смысл, ее истинность. …Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью, само человечество, проникаясь этой ложью, извращалось вплоть до глубочайших своих инстинктов, до обоготворения ценностей, обратных тем, которые обеспечивали бы развитие, будущность, высшее право на будущее».

(Ницше, Ф. Ecce homo [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – С. 694–695).

М. Хайдеггер

«Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Эк-зистенция может быть присуща только человеческому существу, т.е. только человеческому способу «бытия»; ибо одному только человеку, насколько мы знаем, доступна судьба эк-зистенции. ТО, что есть человек, покоится в его экзистенции. Так понятия эк-зистенция, однако, не тождественна традиционному понятию existentia, означающему действительность в отличие от essentia как возможности. Эк-зистенция именует определяющее место человека в истории истины.

Чтобы достичь измерения бытийной истины и осмыслить его, нам, нынешним, предстоит еще, прежде всего, выяснить, наконец, как бытие касается человека и как оно заявляет на него свои права. Подобный сущностный опыт мы будем иметь, когда до нас дойдет, что человек есть в той мере, в какой он эк-зистирует. Сказав это вначале на традиционном языке, мы получим: эк-зистенция человека есть его субстанция».

(Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме [Текст] / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Бытие и время. – М. : Республика, 1993. – С. 198–201).

Ж.-П. Сартр

«Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».

(Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М. : Политиздат, 1989. – С. 323).

А. Камю

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего, нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума».

(Камю, А. Миф о Сизифе [Текст] / А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – С. 24).


Школы и течения западной неклассической философии (XIX – XX вв.)


· Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)

· Позитивизм ðПервый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль)

ðВторой позитивизм (Мах, Авенариус)

ðНеопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Витгенштейн, Рассел)

· Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд)

· Неотомизм (Жильсон, Маритэн)

· Экзистенциализм (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Камю, Сартр)

· Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм)

· Феноменология (Гуссерль и последователи)

· Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи, Хук)

· Персонализм (Бердяев, Шестов, Боун, Ройс, Мунье, Лакруа)

· Философская антропология (Шелер, Гелен, Плесснер)


Иррационалистическая тенденция в западной философии XIX – XX вв.


Вместо «разума» на первый план выдвигаются

â â â â â

«Воля к жизни»

Шопенгауэр

«Воля к власти»

Ницше

«Жизненный порыв», «интуиция»

Бергсон

«Жизнь», «смерть», «страх», «вина»

Кьеркегор

«Бессознательное», «инстинкты»

Фрейд


Литература

1.                 Сумерки богов [Текст] / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. – М. : Политиздат, 1989. – 398 с. – (Б-ка атеист. лит.).

2.                 Камю, А. Бунтующий человек [Текст] / А. Камю. – М. : Политиздат, 1990. – 415 с. – (Мыслители ХХ века).

3.                 Миголатьев, А.А. Ведущие течения современной западной философии [Текст] / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 1. – С. 90–102.

4.                 Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. – М. : Политиздат, 1991. – 527 с. – (Мыслители ХХ века).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.