Рефераты. Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.

Одной из первых наиболее развитых форм неклассической философии, критически переосмыслившей классику, была философия Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. Развивая далее общую рационалистическую ориентацию классической философии, марксистская философия разработала новую концепцию мира, человека, общества и исторического прогресса. Для марксизма характерно критическое усвоение и преодоление классической философии, но философия марксизма никогда не была антиклассической.

Другой формой неклассической философии, разделявшей антиклассические, граничившей с нигилизмом подходы к классической философии, была «философия жизни». Крупнейшими представителями этого направления были немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Ими было положено начало широкому движению, которое в ХХ веке сформировалось как «философия существования» или «экзистенциализм». В неклассической философии в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), и существование человека (экзистенциализм).

Вопрос о человеке – главный пункт размежевания неклассической философии с классической. Характерной особенностью этих направлений был новый поворот к проблеме человека.

Классическая философия начинает с всеобщего бытия, отвлеченной истины, и этому общему стремится подчинить конкретного человека с его мыслями, заботами, эмоциями.

Неклассическая философия выросла на исторической почве социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы-экзистенциалисты пытались осмыслить и выразить тревожное, и даже трагическое мироощущение многих индивидов. Они защищали демократию, права и свободы личности. Философия должна помочь человеку преодолеть трагическое умонастроение, искать и находить свое «Я», смысл своей жизни в самых драматических ситуациях.

Если важнейшей идеей XVII–XVIII вв. была идея некоего мирового начала, то, начиная со второй половины XIX в., именно отдельный человек становится центром философского универсума. Сложилось целое идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в мире. В целом это экзистенциальная философия, включающая собственно экзистенциализм, персонализм, философскую антропологию.

2). Философия жизни представляет собой направление современной философии, сложившееся в XIX веке в Германии и Франции. Ее основные представители Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер и др.

Философия жизни – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» - от «механического».

а). Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основатель подчеркнуто антирационалистической философии жизни.

Был сыном купца из Данцига. В 1811 г. приехал в Берлин для занятий наукой. Слушал лекции Фихте. Познакомился с Гете в Веймаре, где стал изучать индийский мистицизм. Шопенгауэр преклонялся перед философией Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

В 1819 г. начал преподавать в Берлинском университете в качестве приват-доцента. Он был полностью убежден в собственной гениальности и назначил свои лекции на те же часы, что и Гегель – ректор университета, философ в зените своей славы. Шопенгауэр, конечно, провалился и навсегда оставил преподавание.

Человек он был тщеславный, самодовольный и раздражительный. Старый холостяк, скупой, нетерпимый, резкий в суждениях. В совершенстве знал все европейские языки. Любимым занятием было чтение: «Не будь на свете книг, я давно бы пришел в отчаяние».

С юности в Шопенгауэре зрел пессимизм. «Жизнь – очень сомнительная вещь, и я решил посвятить свою жизнь размышлениям о ней», – так философ сформулировал свое кредо.

Основная его работа «Мир как воля и представление» вышла в 1818 г., и осталась незамеченной. Однако с 70-х годов XIX в. Шопенгауэр стал поистине модным философом, его читали и о нем говорили все.

Мировоззрение Шопенгауэра – это субъективный идеализм. Его формула: «Без субъекта нет объекта», которая навсегда делает невозможным всякий материализм.

Воля – это абсолютное начало всего бытия, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Когда появляется человек, возникает мир как представление в сознании человека. Появляются субъект и объект, множественность отдельных вещей и причинные отношения между ними. Мир – это воплощенная Мировая воля.

Человек не знает и не может знать всех проявлений воли. Человек в этом мире является рабом воли. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было его существование.

Воля вне времени и пространства, что подразумевает ее исключительность. Воля понимается как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе – как воля. Воля не развивается, а лишь объективирует себя на различных уровнях. Мировой процесс развертывается не снизу, от хаоса к космосу, а сверху: от чистой воли к формам объективации.

Шопенгауэр рассматривает эту волю как настоящее зло, ответственное за страдания, которые неизбежно сопровождают жизнь. Индивид имеет для природы косвенное значение, поскольку он служит средством для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию. Иллюстрируя это положение, Шопенгауэр говорит о водопаде, в бесконечной смене струй которого стоит радуга, «непоколебимая в своем покое».

Мировидение Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир человека – наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. «наихудший»). «Всякая жизнь – страдание. Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Корень бедствий в эгоизме, разделяющем людей. Особенно безнравственна злоба. Эгоист стремится к собственному благу, злобный же человек к чужим страданиям. Единственная нравственная пружина человеческого поведения, противостоящая эгоизму и злобе, – это сострадание. Из сострадания Шопенгауэр выводит две фундаментальные добродетели: справедливость и человеколюбие, а они, в свою очередь, составляют основу всех положительных нравственных качеств. «Никому не вреди, и вдобавок помогай другим, сколько можешь», – таков главный принцип его этики.

Шопенгауэр сформулировал две этические концепции:

Этика житейская для рядового индивида, обывателя, а также для прозревших, но смирившихся и привыкших (таким Шопенгауэр считал и себя);

Этика теоретическая претендует на истину, какой бы горькой она ни была. Это этика грустной правды для избранных, готовых понять и принять ее. Эту этику называют пессимизмом. Она исходит из убеждения в призрачности человеческого счастья. Спастись можно, лишь подорвав сам корень воли, ее стремление к жизни, наука и логика здесь бессильны. Единственный способ – через незаинтересованное эстетическое созерцание, например, созерцание идей и образов музыки, произведений искусства. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который своей музыкой хотел подчинить себе людей. И он этого добился, так как из одиннадцати опер, написанных Вагнером, до сих пор ставятся десять.

Только искусство раскрепощает нас, смягчает действие воли, облегчает наше земное бытие. Лишь гении в искусстве и святые в земной жизни перестали быть рабами воли. Таким образом, две этики Шопенгауэра по-разному делают одно дело, – учат противостоять слепой и всесильной воле.

У каждого человека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость, свобода. Пока они есть, мы их не осознаем, а осознаем лишь, когда теряем.

б). Фридрих Ницше (1844 – 1900)

Создатель этической интерпретации «философии жизни», в начале своей философской биографии испытавший сильное влияние Шопенгауэра. Основные работы: в 1872 г. вышла первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»; «Несвоевременные рассуждения (1873–1876), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» с подзаголовком «Книга для всех и ни для кого» (1883). Эту свою работу Ницше считал «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» (1906).

Центральное понятие у Ницше – «воля к власти», которая понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь стремится к власти, т.е. доминированию и самоутверждению. Определенное влияние на ницшеанское учение о воле оказали идеи Ч. Дарвина – «о борьбе за существование» и «естественном отборе». Хотя Ницше не во всем соглашался с Дарвином. Многие понятия, в т.ч. «жизнь» и «воля к власти», Ницше воспринимает как многозначные символы, противопоставляя их однозначно определенным понятиям рациональной философии.

«Воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Жизнь – это воля к власти. «Воля к власти» – основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Ницше сторонник сильных личностей, таких, как герой его книги «Так говорил Заратустра», живущий высоко в горах, т.е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями – мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от природы, тем больше затухает импульс жизни, а сам человек – это уже прямое продолжение болезни.

«Бог умер» – таков постулат ницшеанской антропологии. Недостижимый идеал Бога Ницше заменяет идеалом сверхчеловека. «Человек есть нечто, что должно преодолеть». Человек в полной мере еще не возник, не вырвался из животного состояния, об этом свидетельствует соперничество людей, бесконечные войны, конкуренция. Все, что относится к человеку, должно быть преодолено, человек лишь путь к человеку, к тому человеку, что стоит высоко над нами. Это сверхчеловек. Мы должны прилагать усилия, чтобы стремиться не к Богу, а к высшему типу человека. Примером рабской морали Ницше считает христианство: оно пессимистично, предлагая надежды на лучшую жизнь в мире ином. Для сверхчеловека нужна особая мораль – аристократическая, которая не убаюкивает человека будущим благоденствием и счастьем. Человек вообще не обязан быть счастливым. Мораль сверхчеловека выше добра и зла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.