«ВОКРУГ ТВОРЦОВ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЕРТИТСЯ МИР; ОН ВРАЩАЕТСЯ НЕСЛЫШНО… И МЫ, ТЕ, КТО МЫСЛИТ И ЧУВСТВУЕТ, ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И ПОСТОЯННО ДЕЛАЕТ НЕЧТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ: ВЕСЬ ПОСТОЯННО РАСТУЩИЙ МИР ЦЕННОСТЕЙ, КРАСОК, ВЕСА, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЛЕСТНИЦЫ УТВЕРЖДЕНИЙ И ОТРИЦАНИЙ. НАЙДЕННЫЕ НАМИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫМЫСЛЫ СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ, ПРИЗВАННЫХ ПРЕВРАЩАТЬ ИХ В ПЛОТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДАЖЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ… Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ ИЩЕТ В НЕБЕСАХ, ЗА ЗВЕЗДАМИ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ И ПРИНЕСТИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ, ТОГО, КТО ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ КОГДА-НИБУДЬ, ОНА СТАЛА ЗЕМЛЕЙ СВЕРХЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК - ЭТО КАНАТ, ПРОТЯНУТЫЙ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, ЭТО КАНАТ НАД ПРОПАСТЬЮ. ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ ЦЕЛЬ, И ЛЮБВИ В НЕМ ДОСТОЙНО ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН ПЕРЕХОД И УНИЧТОЖЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ И ПРИДЕТ НА ЕГО МЕСТО СВЕРХЧЕЛОВЕК… Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК. БРАТЬЯ МОИ, ОСТАВАЙТЕСЬ ВЕРНЫМИ ЗЕМЛЕ ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ. ПОДОБНО МНЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ ЗЕМЛЕ ЗАБЛУДИВШУЮСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, И ПУСТЬ ОНА ДАЕТ ЗЕМЛЕ СВОИ СИЛЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ». Ф. Ницше ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО - ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ?
Многие прикидывались белокурыми бестиями, хотя бестиальности в них не хватало и на одну морскую свинку. Р. Хух
Духовное совершеннолетие человека сигнализируется неким кризисным переживанием в самом эпицентре его эгоистичного Я. Он осознаёт, что всё его формирование протекало до сих пор как бы без его личного ведома и участия. Прирученный, с ранних лет, мощным традиционным аппаратом навыков, норм и ценностей (воспитание, образование, мораль, религия, наука), он с какого-то момента начинает ощущать это опекунство - как бремя и личную несвободу. В этот момент, ему в руки попадает библия Ницше и этот индивид, вследствие своей духовной бедности, начинает буквально воспринимать все призывы Заратустры, не приложив при этом, и капли старания, чтобы за силою фраз увидеть подлинный смысл изречений, а не саму силу. И вот - новоиспеченный "фюрер", возомнив себя «белокурой бестией», уже мчится утолить жажду своего эгоизма и желания власти. В русской литературе, эта проблема освещена особенно ярко, в романе Достоевского «Преступление и наказание»: «Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»
Вот основные элементы особого аспекта сознания индивида, желающего утвердить себя в качестве "сверхчеловека", находящегося «по ту сторону» нравственных норм и моральных законов, значимых - по его мнению, лишь для "обыкновенных" людей, но отнюдь не для "избранных": искреннее убеждение в полнейшем отсутствии "высшей правды", возникающее при виде несправедливостей, творящихся вокруг, к тому же, усиленное личными бедами и переживаниями, приводят к стремлению утвердить эту "правду" самому, на свой страх и риск. Или, иначе говоря, вывод о том, что "правды нет - и выше", полученный на основе констатации факта отсутствия ее на "земле", рождают стремление установить "свою" правду, взамен отсутствующей - как на земле, так и на небе; размышления о том, как бы осчастливить человечество, утвердив среди людей "свою" правду, приводят к осознанию того, что кое- какая правда меж людишками все-таки обретается. А значит, с одной стороны, есть Я со своей правдой (разумеется, "высшей"), а с другой – обыватели, с их кое-какими "правдёнками", не выдерживающими - строгого логического анализа; к примеру, тоже «не убий» - попирается на каждом шагу, а потому гроша ломанного не стоит. И вот тут "высшая" (самоличная) правда сталкивается с общечеловеческими "правдёнками", и Я прикидывает, в какой мере можно принести их в жертву, облагодетельствовав этим все человечество. Однако! Подобные метафизические опыты, производимые в целях утверждения абсолютности своей "правды", при чем для того, чтобы понять, кто есть Я, на самом-то деле – осуществляются не над самим собою, а над "другими"! Вот приблизительная формула того, как появляются эти "высшие натуры", "господа будущего", с их желанием устанавливать различие между - непременно гениальным Я и обязательно бездарными - "другими", привыкая смотреть на этого последнего как на материал истории и объект разнообразных импровизаций. И вот, они уже пытаются подражать "сверхчеловеку" - также, но по своему, возвращаясь к диким зверям (но отнюдь не к их невинной совести), и уже как реальные торжествующие чудовища - идут с устроенной ими ужасной "смены" убийств, поджогов, разгромов и насилия над всем живущим с гордостью и душевным равновесием - уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчества и прославления. Практически единственно возможной формой правления подобной "аристократии" является организация типа фашистской. И хотя такая организация неизбежно вызовет оппозицию и, вероятно, как уже не раз доказала история, будет побеждена в войне, - она вскоре станет ни чем иным, как полицейским обществом, где правители живут в постоянном страхе быть убитым, а герои заключены в концентрационные лагеря и психиатрические клиники. В таком обществе доверие и честность подорваны завистью, а предполагаемая "аристократия" вырождается в кучку алчных трусов.
Кровавый след, который оставили в истории нелюди, возомнившие себя «сверхчеловеком», еще долго будет потрясать умы потомков. Но не сам Ницше вдохновил их, а учения его воинствующих лжепоследователей, то есть их интерпретация его идей до крайности исказившая великие мысли философа, доводя их до абсурда, и превращая самого мыслителя в шовиниста и человеконенавистника. К примеру, идеологи «германо-фашистского мифа», в свое время, ухватившись за рассуждения Ницше и истолковав их на свой манер, объявили войну "слабым", то есть тем, кого следовало бы по их мнению, поработить, или уничтожить ради процветания высшей расы истинных арийцев, а чтобы допропорядочных граждан не мучила совесть, каждому унтер-офицеру вручили тщательно подобранный "цитатник" Ницше – на, дескать, почувствуй себя "сверхчеловеком". Ницше, действительно видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах. Оценивая моральные качества, Ницше называл, идеалом, близким к сверхчеловеку - Цезаря, Макиавелли, Наполеона. Однако, возникновение сверхчеловека он не связывал с какой - либо из существующих рас! Сверхчеловек – это высшая гармония, сочетающая в себе не только физическое совершенство, но и высокие моральные и интеллектуальные качества, а так же врождённые благородство и аристократизм. Кроме того, сверхчеловек является членом высшего класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому внутренней природой. А это означает, что сверхчеловек настолько "выше" современного человека, что образует абсолютно новый, особый биологический тип человека будущего. Поэтому - возможность появления сверхчеловека, может дать отнюдь не оружие, а осознание необходимости подняться над прежним уровнем развития, и не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек, по сути своей, еще просто не готов! Таким образом, философия Ницше находилась в полном противоречии не только с идеологией и практикой фашизма, но и не соответствует идеям любых форм проявления массового сознания. Заглянув в кошмарную бездну грядущего, Ницше ужаснулся от открывшегося ему там. Он - почувствовав, что наступающий век несет с собою нечто ужасное, как ни кто, призывал к вознесению в мир истинной и чистой свободы интеллекта. Он знал, что старая эпоха умирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятся страшные тоталитарные режимы. «Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей, и ее будут вести во имя фундаментальных философских учений» Яркий пример того, что профессор не бредил: национал-социализм в Германии и большевизм в России. Впереди новое тысячелетие - век дракона, а значит мудрости, но предсказание Ницше остается в силе, а по сему - идеям Фридриха Ницше суждено быть не столько философским наследием, сколько ареной политических битв.
P. S.
Упорное нежелание homo sapiens быть разумным, слепо подчиняясь своим идолам, привело не только к исполненному жалости, но при этом безучастному созерцанию Христа на кресте, а Ницше в дурдоме, но и идиотизму, уже погубившему великое предназначение учений Христа, и вновь сыгравшему злую шутку с очередным "спасителем". Вот они описанные Ницше "добрые" люди, не боящиеся воевать даже с самой природой, и осуждающие все и вся кроме собственной глупости. Именно те, кто уже однажды испохабил великую добродетель, фанатично повинуясь проповедям попов, бездумно цитирующих библию, и по этой причине привык подставлять под удар хозяйского сапога, не только обе щеки, но и задницу, искренне считая себя при этом истинными христианами, которые следуют слову божьему! Именно они так же фанатично повинуясь уже земным идолам, столь же бездумно воплощяющих идеологию алчных политиков, наоравшись на митингах - шли резать друг друга полагаясь на кажущуюся незыблимость довольно краткосрочных политических идеалов. И вот результат - все попытки этих богопослушных граждан достучатся до "небес" привели не то чтобы к отсутствию "манны небесной", а вообще к отсутствию результата. Причина - простое не понимание или не желание понять, что вместо стенаний: "Господи спаси!", с протянутыми вверх руками, им нужно было лупить себя по башке с криком типа: "эй, кто-нибудь дома есть?". И не пришлось бы в угоду барским амбициям снимать с себя последнюю рубашку! И не пришлось бы гонятся по всему миру за "бритоголовыми". И не было бы ни Вальпургиевой ночи со "староверами", ни Гулага с Халокостом. Так нет же вместо того чтобы разобраться в себе - человечеству пришло в голову (и вполне серьезно!) обвинить стрелку барометра - в наступлении урагана. Отсутствие реакции неба в ответ безумиям творимым на земле, а так же появление науки как меры всех вещей привели некоторых бывших образцовых прихожан под знамена атеизма, а значит к транспаранту типа: "извинить бога может только то, что он - не существует", то есть они не то чтобы не простили Богу нежелание обратить на них внимание, а попросту уничтожили его – не подразумевая, что Бог, в сущности, это их же совесть. И так, раз Бога нет то напрашивается вывод: "Ура ребята - все позволено!"; значит ни кто не контролирует сознание, ведь закон только регулирует действия; и под лозунгами типа: "Не боги горшки обжигают" или "Человек – царь природы", прогрессивная часть человечества ринулась становиться богами, с неутомимым усердием добиваясь экологических катастроф и неизлечимых болезней. Но этого мало и устав от трудов "праведных", эти цари - создали массовую культуру, которая смогла бы развлечь их, а значит отвлекла от умственной деятельности, что в сущности направлено на полную деградацию разума и личности – по определению. И вот тут погрязнув в грехе и разврате, задыхаясь от созданных им же средств к самовыражению (насилие, наркотики и т. п.) человечество вновь заговорило о нравственности. Кто-то глядя на бессилие науки в объяснении сверхестественного вновь побежал каяться, а кто- то нахватавшись цитат Ницше начал выращивать Сверхчеловека, причем не в своей душе (о которой забыл вместе с богом), а в реальном мире, с реальным освобождением себя от морали вообще! Причем чисто по человечески (слишком по человечески) либо примерив маску "белокурой бестии", естественно с реальной войной против слабых и неугодных, либо попытками подыскать подходящего царя, естественно с полной самоотдачей и слепым поклонением оккультным гербам. Из всех уроков прошлого человечество выделило и зафиксиравало в монументах только те, которые имели самые ужасные и кровавые последствия, причем навешав ярлыков с обвинениями куда угодно кроме себя. Так может хватит искать новых "царей"? Может стоит прислушаться к голосу разума? К примеру хотя бы попытаться адекватно оценить причины "войны", в которой насмерть бился полуживой мыслитель с ложью тысячелетней истории человечества. Главной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Никто до и после него с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида, причем сам индивид рассматривался как бесконечно становящаяся ценность, как прогресс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие, а отсюда и неприятие им любой социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Кроме того, одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отмечу, что здесь Ницше говорил о христианстве - исконно нашем, доморощенном, слишком человеческом, то есть напрочь оторванном от истинного предназначения учений самого Христа. Для Ницше христианство стало символом зависимого, униженного, смиренного, а стало быть "несчастного" сознания. Внемлите же! Ведь эта точка зрения немецкого мыслителя весьма актуальна для России сегодня, в связи с весьма распространенным мнением о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница страны, дескать только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление о нравственности, без которого мораль не существует". Трудно сказать, что больше в этом признании: реальной потребности в массовом воспитании ("творцов"), или все же потребности в воспитании "масс", исполненной снисходительной заботы о рабочей силе (о "твари"), которая только благодаря религии сможет стать нравственной? Ницше верил в возможности самого человека ("творца" в человеке) - единственного творца самого себя и своей истории. Читайте Ницше! - но осторожно! – взрывоопасность его учения, все так же, если не более, актуальна для нашего времени - с его огромными запасами средств для уничтожения жизни на планете. И только (подчеркиваю) вооружившись добродетелями правильного чтения можно понять, что Ницше заставляет - думать, сравнивать, размышлять, а не зовет на баррикады! И тогда, услышав голос разума - своего разума, победить наконец "тварь" внутри себя!
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК 3
ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ 6 РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ 9 ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 15 КАК ФИЛОСОФСТВУЮТ МОЛОТОМ 18
УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА – СВЕРХЧЕЛОВЕК 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ДРОЖАЩАЯ ТВАРЬ? 28 P. S. 29
ЛИТЕРАТУРА
Фридрих Ницше Сочинение в 2-х томах / Под ред. К. А. Свасьян /
Издательство «Мысль», Москва 1990 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7