Рефераты. Явление Ницше p>УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

«Это было весной, и все деревья налились уже соком. Идя лесом и полный самых ребяческих мыслей, я машинально вырезал себе из дерева свистульку. Но стоило мне поднести ее к губам и засвистеть, как мне предстал бог, давно уже знакомый мне, и сказал: «Ну, крысолов, чем это ты тут занят? Ты недоделанный иезуит и музыкант, - почти немец!» (Я подивился тому, что богу вздумалось польстить мне таким образом, и решил про себя быть с ним начеку.) «Я сделал все, чтобы оглупить их, позволил им потеть в постели, дал им жрать клецки, велел им пить до упаду, сделал их домоседами и учеными, внушил им жалкие чувства лакейской души...» - «По-моему, ты замыслил нечто более скверное! - вмешался я. - Уж не хочешь ли ты угробить человека!?» - «Может быть! - ответил бог. - Но так, чтобы при этом он выгадал для себя нечто!» - «Что же?» - спросил я с любопытством. - «Кого же, следовало бы спросить тебе!» - так сказал Дионис и погрузился в молчание с присущей ему манерой искусителя. Видели бы вы его при этом! Это было весной, и все деревья налились уже соком»


ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК

Слово сверхчеловек для обозначения типа самой высокой удачности, в противоположность "современным" людям "добрым" людям – почти всюду понято в полной невинности как идеалистический тип высшей породы людей, как полусвятой, как полугений…
Ф. Ницше

Все заблуждения, вытекающее из неверного толкования Сверхчеловека Ницше, заключаются в буквальном истолковании слов, несравненного артиста языка, без какого либо намека на попытку вникнуть в смысл произведений. Кого же реально называет Ницше Сверхчеловеком? – вот вопрос на который нужно ответить, прежде чем списывать на великого мыслителя последствия мировых войн.
Центральное понятие своего учения сам Ницше определяет следующим образом:
«это люди, которые проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, но по отношению к "добрым" людям - они немногим лучше необузданных хищных зверей», звучит довольно устрашающе, не правда ли? Но на самом деле – это, по мнению автора, только потому, что: «Так чужда ваша душа всего великого, что вам сверхчеловек был бы страшен в своей доброте…». Добрые здесь не значит хорошие. Добрые – это те кто распинают всех пишущих новые ценности на новых скрижалях, а значит приносят себе в жертву будущее, человеческое будущее. Добрые - это бездумно, а значит бессмысленно верующие; те кто не могут созидать и никогда не говорят правды. Добрые – это христиане с их
Крестовыми походами на все, что они не приемлют. Добрые – это те кто были и будут всегда начало конца…
Следует так же обратить особое внимание на примечательную особенность этих
"белокурых бестий": их врождённые благородство и аристократичность, которых так не хватает нынешним господам: алигархам и политическим деятелям, которым только деньги (зачастую весьма грязные) дают право на иллюзию господства над "массами". Сверхчеловек - это новый культ, но уже всех личностей, далеко выходящий за рамки тоталитарного культа личности обычных людей. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этот тип нужно вырастить, а для этого Ницше не дает каких-либо специальных рецептов, т.е. он выступает лишь как пророк - предвещающий приход нового времени. Его Заратустра - это еще не сверхчеловек, это "мост" к сверхчеловеку, а обычные люди - это исходный материал, почва для созревания Сверхчеловека. Сверхчеловек - это религия
Ницше, изложенная наиболее полно в его библии.
С подачи лжепоследователей, распорядившихся наследием мыслителя в угоду своим амбициям, а также, попросту бестолковых критиков, на прямую истолковавших метафоры поэта, Ницше объявили не только врагом народа, но и вдохновителем одной из ключевых общественных проблем: «поддержание господства власть имущих и борьба с восстаниями порабощенных». Чушь – непревзойденного масштаба!!! Бесспорно, "господство хозяев" - одна из главных основ общественно-морального идеала Ницше. Но прежде чем судить, неплохо бы для начала уяснить, какой смысл вкладывает Ницше в понятия
"господство" и "хозяева", а также иметь полное представление о человеке которого зачастую судят по ярлыку: "Убийца Бога".
Вот обобщенный портрет, воссозданный со слов его друзей: «У него была привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты лица и обращенные внутрь, глядящие вглубь, точно в даль, глаза. Его легко было не заметить, так мало было выдающегося в его внешнем облике. В обычной жизни он отличался большой вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной ровностью характера». Он даже казался "святым" простым людям и случайным путевым знакомым. Ницше писал о себе: «Что мне до сих пор особенно льстило, так это то, что старые торговки не успокаиваются, пока не выберут для меня самый сладкий из их винограда».
"Господство" Ницше определял: не как политическую или юридическую и, тем более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше недвусмысленно писал: «…но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит - все для меня». Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над массами. Во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально-политические, а исключительно как моральные категории.
Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются "знать" и "чернь", а величием или ничтожеством.
Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека. И никоим образом не пропагандировал Ницше идею о том, что для власть имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах одной морали, существующих даже - в одном и том же человеке, в одной душе.
Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали
"хозяев" характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью. Мораль "рабов", напротив, есть мораль полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение ради своей выгоды - вот представитель морали "рабов", на какой бы высокой ступени социальной лестницы он ни находился. "Рабская" мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе - основа морали "хозяев".
«Человек имеет цель внутри себя; цель его - жизнь». Эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы – "хозяева", люди, представляющие собой "совершенство" прежде всего в биологическом отношении.
Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т. д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них слабы от природы, другие же – сильны, опять- таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные
("хозяева") - ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы") - ценят то, что в большей мере обусловлено их слабостью - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п. «Некогда, хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, покорность, смирение - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стала и продолжает оставаться рабская мораль».

В оценке существующей и прославляемой ныне морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал,
«…все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали».
Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе "хозяев" и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого понятия.

Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные
Ницше существующей в обществе морали, то, вероятно, их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех предположений: во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль, казалось бы, вполне закономерно должна включать в себя принципы справедливости, альтруизма, любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.
Оглянитесь вокруг!!!

Собственная моральная позиция Ницше, позиция "хозяина", далеко не соответствует этой - господствующей и по ныне в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы "завоевать" и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них.
Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее сейчас понимают - есть ложь. Истинная справедливость:
«Каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни», основана отнюдь не на равенстве: «Равенство - есть признак упадка». Ложным является и принцип полезности - назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма, значит
«если и может у кого-либо быть великая цель, то она важнее благополучия ближнего». И дело не в любви к ближнему - уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее "сильные". Кроме того, требование альтруизма есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм – "слабого". Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на "слабых" и "вырождающихся". Требованием жизни должно быть не спасение и даже не помощь "слабым". Лозунгом, достойным подлинной жизни является: «Падающего - толкни!», который, по Ницше, не является инструкцией для вышибал! Здесь он, прежде всего, критикует христианство, но только то христианство о котором сказал: «Что отрицал Христос – все, что сегодня называется христианским!», и которое считает религией "рабов". Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека.
Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала времен Античности и Возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяния, жертв и самопожертвования, навязанного религией лицемерия. То же и в случае с принципом общественного блага: «Только великие индивидуальности имеют ценность», а что касается
"масс", то они могут представлять интерес только как "дурная" копия великого, как сила сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.