Рефераты. Возникновение сознания

 Итак, при формуле производства продукта для человеческого общества: Ппр – Н = Х, или Ппр = Н + Х, человеческий труд мы условно разделили на Тн и на Тх и выяснили, что Тн=Тф т.е. Тчеловека = Тф + Тх. Если допустить, что Тх=0, то видно, что Тчеловека = Тф т.е. человеческий труд превращается в труд животного – труд непроизводительный, непроизводящий прибавочного продукта. Получается, что Тх та часть труда, которая и обеспечивает прирост продукции. Но она и та часть труда, которая возникла благодаря сознанию - сознанию, которая изобрела и изготовила орудие труда и сознанию, которая умеет обращаться с этим орудием труда. Следовательно Тх – труд ума, труд сознания, другими словами Тх –труд умственный – Тум, а человеческий труд тогда:  Тчеловека = Тф + Тум.

Т.о. труд человеческий есть труд производительный, состоящий из двух неразрывных частей: - труда физического и труда умственного.

Это и есть главное и единственное отличие человеческого труда от труда животного, и возникло оно благодаря возникновению сознания.

И тогда встает вопрос: - А что такое сознание? Почему оно возникло у человека? Почему человек из обезьяны превратился в человека? И как произошло это превращение?


  1. МАТЕРИЯ и СОЗНАНИЕ

Изучив и проанализировав «Капитал» мне, думается, удалось найти ошибку, которую совершил К.Маркс при определении производства прибавочного продукта. Если глубже всмотреться, то можно увидеть, что она, эта ошибка, не случайна, она логически вытекает из того понимания материального мира, на которых стоял К.Маркс,  из того соотношения материи и сознания, на котором стоит материализм, в том числе и современный, суть которого – материя определяет сознание.

Рассмотрим вкратце основной вопрос философии – соотношение материи и сознания.

 «Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения, материя есть объективная реальность, данное нам в ощущении и т.п.»

                                                                      В.И.Ленин том 18 стр. 149

 «…Если … поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они продукты человеческого мозга и что сам человек – продукт природы, развивающийся в определенной среде и вместе с ней. Само собой разумеется, в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся, в конечном счете, тоже продуктами природы не противоречат остальной связи природы, соответствуют ей».

                                                  К.Маркс и Ф.Энгельс соч.том 20 стр.34-35

Принцип первичности материи и вторичности сознания является исходным принципом, общим для всех форм материализма: - материя существует как объективная реальность вне и независимо от нашего сознания, сознание же существует как отражение материи, как внутренний духовный мир человека, как субъективная реальность.

Можно ли возразить против подобного подхода? Подобного понимания материального мира? Против такого соотношения материи и сознания? – Нет.

Возражение вызывает другое, то, что это же понимание материального мира, это же соотношение материи и сознания, почти один к одному переносится на человеческое общество, на исторический материализм, на материальное производство, т. е. за этим следует жесткий вывод – общественное бытие определяет сознание. Создается такое впечатление, что материалисты в борьбе с идеалистами «не заметили» факт возникновения сознания, явления уникального для материального мира.

Действительно, не будь сознания, не было бы общественного бытия, не было бы человеческого общества, т.е. сознание определенно первично по отношению к этим категориям.

Сознание не только обладает относительной самостоятельностью и не просто оказывает активное обратное влияние на общественное бытие (вынужденные и неохотные отступления материалистов), - сознание есть решающий фактор в развитии человеческого общества.

Любой предмет, подвергнутый тому или иному воздействию человека, нередко приобретает совершенно новые качества и характеристики, и не может рассматриваться нами как просто материальное тело, скорее наоборот, этот предмет рассматривается, оценивается, изучается именно в той степени, в которой он был подвергнут этому воздействию. И не только предметы, подвергнутые воздействию человека, но и способ производства материальных благ, отношения, возникающие в процессе этого производства, т.е. общественное бытие, есть отражение сознания в материи.

Вместе с тем, сознание по отношению к объективному материальному миру, объективным законам природы, т.е. к материи вообще – вторично.

Если такое соотношение материи и сознания, -  верно, то следует простой вывод: - для познания человеческого бытия, познания развития человеческого общества, надо познать сознание как явление, познать, в чем суть его развития.


  1. ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ.

Развитие, согласно философии марксизма, выражается законом «единства и борьбы противоположностей». Развитие есть борьба противоположностей, которые В.И.Ленин назвал, ядром материалистической диалектики.

Причем противоречивость присуща всем предметам и явлениям объективного мира, а значит и сознанию как объективному явлению природы.

Тогда источник развития сознания, согласно материалистической диалектики, есть единство и борьба двух противоположностей сознания.

Сознание подразделяется на две взаимосвязанные части: общественное сознание и сознание индивидов.

Когда имеют ввиду общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального, личностного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Хотя общественное сознание прямо или опосредованно создается определенными людьми, но оно выходит из-под их власти, становится достоянием всего общества.  Подобно тому, как общество не есть простая составляющая его людей, так и общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных людей. Оно есть нечто большее, чем эта сумма, оно представляет собой качественно особую духовную систему, оказывает огромное влияние на каждого человека, заставляет его считаться с исторически сложившимися формами общественного сознания как с чем-то реальным, хотя и не материальным. Общие условия социальной среды, в которой живут те или иные люди, определяют единство их интересов, привычек, обычаев.

 Однако даже при этой общности, это общее выступает у отдельных людей в индивидуальном своеобразии. По отношению к отдельному индивиду общность социального происхождения и положения представляет лишь известную возможность, но отнюдь не абсолютную гарантию соответствующей социальной ориентации.

Индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с рождением и смертью данного человека. Оно выражает неповторимые черты его жизненного пути, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния.

Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. Каждый индивид на протяжении своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения, воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно активно.

Общественное сознание и сознание индивидов нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Можно сказать это такая же нелепица, как например дом из которого вынуты все кирпичи. В тоже время они находятся в противоречии друг к другу. В движении общественное сознание поступательно, непрерывно. Общественному сознанию присуща стабильность, инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории, идеи, проверенные практикой, временем, но никогда это не происходит мгновенно, в отличие от сознания индивида, движение, развитие которого прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида и только сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления – высшей функции мозга – сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая ее границы, обогащая ее, делая продукты своего познания природы, бытия достоянием всех.

Т.о. можно утверждать, что сознание выступает как единство двух противоположностей – общественного сознания и сознания индивидов.

Теперь обратимся к нашему вопросу: - Что есть развитие сознания в борьбе двух этих противоположностей?

Чтобы решить этот вопрос рассмотрим проявление «борьбы» и «единства» противоположностей в неживой и живой природе.

Как известно внутри атомного ядра действуют противоположные силы – силы притяжения и отталкивания. Ядро и оболочка атома находятся в отношении противоречия, ибо ядро заряжено положительно, а оболочка, состоящая из электронов, отрицательно. Противоположность и единство очевидны. А развитие? Развития нет, поскольку атом, как мы знаем, очень стабилен. Скорее всего, в данном случае, противоположности  обеспечивают стабильность атома.

В живой природе, как известно, существуют две противоположности – наследственность и приспособляемость, которые обеспечивают, с одной стороны – стабильность, с другой – возможность адаптироваться к новым, изменяющимся условиям среды обитания. Известно, что приспособляемость это мутации (вариации) -  ошибки в механизме наследственности. И они, эти мутации, постоянно имеют место быть. Если среда обитания неизменна, то эти мутации, практически не играют ни какой роли, но их роль резко вырастет, если в среде обитания начинаются изменения (похолодания, потепления и т.д.). Среди множества особей, родившихся с отклонениями, находятся такие, которые оказываются, более других приспособлены к этой изменившейся среде и, таким образом, имея определенное преимущество, они, эти особи, вытесняют других. А мутация, в ходе дальнейшей эволюции, закрепляется как наследственность.

Следовательно, изменение (развитие) животных идет под воздействием внешней силы – развитие животных есть копирование, отражение изменяющейся внешней среды. Механизмом, обеспечивающим копирование, является механизм наследственности-приспособляемости.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, внешняя сила, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны механизм наследственности-приспособляемости стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает равновесия, но уже на другом качественном уровне.

Таким образом, развитие это взаимодействие, -  «триединство» двух противоположностей и внешней силы.






Что схематично можно изобразить таким образом:

 

Изменяющаяся внешняя среда  

Данный вид особей


Изменения, происходящие под воздействием внешней среды

Мутации наиболее соответствующие изменениям в среде


Мутации (приспособляемость)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.