Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию). Во Франции: насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей; философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий; философия становится делом идеологов и политиков; развивается идея перестройки науки на разумных основаниях: распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей; приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в государства; критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами. Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением. механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»). Важнейшие представители французского Просвещения: * Франсуа Вольтер (1694-1778) * Жан Жак Руссо (1712-1778) * Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии) * Жульен Ламетри (1709-1751) * Клод Гальвеций (1715-1771) * Поль Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия (конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия. 1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие техники:
1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. - первые пароходы;
1825 г. - первые паровозы;
1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д. 2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:
-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ;
-формируются биология и учения об электромагнетизме. 3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых Европейских странах не затронули Германию:
-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);
-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;
-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума. Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики.
Черты немецкой классической философии:
1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую. 2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий. 3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю). 4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля). 5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории.
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами: * Кант * Фихте * Шеллинг * Гегель * Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
В его философском учении отчётливо проявляются два этапа: докритический и критический.
Докритический этап (стихийно-материалистический):
-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных процессов.
Критический этап (начиная с 1770 г.).
Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Идеи: 1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и установление его границ
-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам.
-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания. «Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания.
-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком:
-явления вещей;
-вещи сами по себе. Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики
-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность - самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего блага).
-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других.
Поступок
-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью, любви, симпатии и т.д.;
-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона. В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу.
б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист.
Идеи: 1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от практически-деятельного отношения к предмету. 2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся процессом. 3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной силой воображения 4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие категории диалектики. 5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.
-«Я» - это дух, воля, нравственность
-«Не - Я» - это природа и материя. 6. Основная проблема человека - нравственность. 6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.
в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист.
Идеи: 1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на природу:
-Природа - не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал» для человеческой деятельности.
-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа - «окаменелый интеллект». 2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).
г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского университета - апогей немецкого идеализма.
Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д. Идеи: 1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии). 2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой объективной действительности:
-идея первична;
-она активна и деятельна;
-её деятельность состоит в самопознании.
В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа: 1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность; 3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа
- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14