Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления p> 1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап.

А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

Исторические условия:

1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,

Англии).

2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).

3) Соединение науки с практикой материального производства.

-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;

-Ньютон - сформулировал основные законы механики;

-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой.

3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине: ощущение или разум; интуиция или логика.
-аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений.

Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

Основу нового метода ищут:

1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,

Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.
Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.

*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).

1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);
-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления
(научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство
«обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания.
Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис
Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода.
Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод: а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений). б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме). в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям. г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы.

. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные.
Духовная – неделимая субстанция
Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего
Декарт считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.

б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).
Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.

Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.

Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость». в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли.
На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально- религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.