Рефераты. Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

 Однако, современная техника связана с забвением бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой тех­ника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу произ-

водству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено

как состоящее-в-нали­чии, функционально используемое человеком. Своеобразие совре­менного сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминиру­ется из сознания. Вещь конституируется в горизонте техники, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, подчиня­ясь власти собирательного начала - поставления бытия как со­стоящего-в-наличии. Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим Хайдеггер называет поставом (Ge-stell).

 Особенностями этого способа отношения человека к бытию, кото­рое с наибольшей силой выражено в технике и которое , по Хай­деггеру составляет миссию и судьбу человека, являются:

 1) превращение природы в материал и источник поставления энер­гии;

 2) унификация, не постигающая многообразие и дифференцирован­ность бытия;

 3) функционализация, умаляющая индивидуальную самостоятель­ность вещи;

 4) противопоставление субъекта и объекта при котором объект включен в систему добывающего предоставления, сознание дистан­цировано от сущего, а субъект, отождествляемый с опредмечива­нием становится лишь моментом развития технических средств;

 5) подчинение всего и вся планирующему и проектирующему рас­чету ;

 6) установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществлением воли, а является способом онтологической консти­туции и мира, и вещи, и природы;

 7) решающее значение производства, редуцирующегося к труду, обрабатывающему добыванию и изготовлению;

 8) утилизация всего и вся и замещение природных вещей эрза­цами;

 9) нарастание риска вместе с техническим прогрессом и опас­ности техники для всей цивилизации, связанное с тем, что добы­вающее производство оказывается забвением бытия, что техника влечет за собой отвлечение от истины бытия, его овеществление;

 10) технизация естествознания и всей науки, которая возникла вместе с поворотом новоевропейского мышления в XVII в. и при­вела к усугублению технизации мира.

 Учение Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной цивилизации и одновре­менно неустранимость технического орудования человеком вещами , является составной частью его критики современной цивилизации, его философии языка и концепции метафизики. Метафизика для него - не просто этап развития философской мысли, сменяемый фунда­ментальной онтологией. Это - определенный способ бытия, отноше­ния человека к миру, который связан с превращением бытия в су­щее, творчества - в добывающее производство, про-

изведения - в постав, с господством утилитарно - добывающего производства и труда, с забвением истины бытия - его Тайны.

Достаточно широко вопрос сущности техники освящен в работах К. Ясперса. Вот какое толкование техники дает этот философ. "Техника возникает , когда для достижения цели вводятся проме­жуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыха­нию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п."[22 c. 117]

Далее Ясперс выделяет характерные черты техники, к которым от­носит следующие:

Рассудок. "Техника покоится на деятельности рассудка, на исчис­лении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в коли­чества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой." [22 c. 117]

Власть. Использование техники дает человеку власть над приро­дой. "Техника господствует над природой посредством самой при­роды". [22 c. 118] Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании - вот почему говорится, что знание - это сила.  

Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии цели. Це­лями властвования над природой являются облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существо­вание, увеличение удобств. "Смысл техники, - пишет Ясперс, - состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - осво­бодить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствами, угрозами, оковами. Поэтому принцип техники заключа­ется в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека." [22 c. 118] Однако, это еще не все. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает ее не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду в беспредельность. Он ощущает эту среду не только в следствие освобождения от нужды, но и вследствии воздействия на него красоты. По мере расширения человеческой среды он утверждает свою реальность.

Виды техники. Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. К технике он относит "..всякое оперирование материалами и силами природы для получения полез­ных вещей и объектов."

Открытие и повторяющаяся работа. Техника - это совокупность от­крытых человеком приемов и действий, которые можно затем повто­рять сколько угодно раз. В этом заключается различие между творческой и трудовой деятельностью.

Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредующими действиями и становятся самоцелью, и тогда абсолютной целью становятся средства.

Таково понимание техники наиболее крупными ее исследователями. Рассмотрим далее закономерности ее развития.



2. Развитие техники. Закономерности развития техники и техниче­ского прогресса



 Анализ техники не может быть ограничен рассмотрением ее только в статике. На протяжении всей истории человеческого общества техника постоянно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследо­вателей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связы­вается с деятельностью людей , с их целеполаганием, твор­чеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет , что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное , как то, что "в технике выражается твор­ческая сила человека , реализующая предварительно намеченные цели" , и, что "под историей техники мы понимаем не что иное , как то, что техника, будучи творением человека , выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми". [5 c.112]

 Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как дей­ствительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг , на котором нельзя останавливаться. Ведь обя­зательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техни­ческое творчество?

 В обстановке широкого распространения взглядов техницизма, различных концепций, вычленяющих технику из системы обществен­ных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на ду­ховную сферу, на внутренний мир человека, создающего и разви­вающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории , где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин , определяющих развитие техники именно духов­ные моменты, становится совершенно очевидным.

 Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например , французский философ Ж. Фурастье пишет: "Следовательно, и во-первых и во-вторых причиной ускорения прогресса является про­гресс науки [3 c.192] Обращается к науке и немецкий философ Г. Рот. Он пишет : "Каждая область жизни порождает теперь уже при­надлежащую ей науку, каждая наука - принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнори­ровать." [3 c.194]

 Обращение к науке сейчас вполне естественно , т.к. ей принад­лежит огромная и в некоторых отношениях именно авангардная роль в техническом прогрессе. Но нельзя преувеличивать, абсолютизи­ровать роль науки

в развитии производства и техники. Если быть последовательными, то логично поставить вопрос : чем обуславли­вается развитие самой науки, есть

ли глубинные причины за пре­делами духовных явлений, которые определяют ее движение, или наука развивается самопроизвольно, не покидая области чистой мысли?

Иногда этот вопрос остается без ответа, в других же случаях предпринимаются попытки найти какое-то решение. Например круп­ный немецкий философ К. Ясперс считает, что " ..было бы нелепо вообще отвергать практическую пользу науки, не пользуясь ее до­стижения". [22 c. 114] Но практические потребности по его мнению не могут длительное время поддерживать научно-технический про­гресс. Наука развивается самостоятельно, в результате внутрен­него стремления людей к знанию, их извечной пытливости, любо­знательности Он пишет : " В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель , как право изначальности стремления к знанию". [22 c.127] Но с такой точки зрения развитие науки за­мыкается самой же наукой. Возникает круговорот сознания.

 Часто помимо науки обращаются непосредственно к изобрета­тельству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество , изобретательство необхо­димы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отноше­ниями и потребностями, которые возникают в обществе, эти фак­торы не позволяют раскрыть действительные причины развития тех­ники.

 Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического твор­чества и изобретательства, абсолютизация их значения представ­ляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.