Рефераты. Теоретическая основа философии

-                   научный тип познания – специальные методы познания; наука отходит от изучения вещей повседневного опыта

-                   художественный тип познания – основное средство отражения действительности – художественный образ; мышления в образах, нет специальных методов


46. Охарактеризуйте специфику общенаучных методов познания, таких как: а) анализ), б) синтез, в) индукция, г) дедукция, д) абстрагирование, е) идеализация


Анализ – расчленение целостного предмета на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое для составления общего мнения о предмете.

Индукция – общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – из общих посылок строится заключение частного характера. Абстрагирование – выделение существенных свойств предмета, отвлечение от неинтересующих нас свойств.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и неосуществимых в действительности, на таких, для которых имеются прообразы в материальном мире.


47. Чем определяется и в чем заключается специфика методов теоретического познания?


Эмпирический уровень познания ставит перед собой задачу установления эмпирических зависимостей, т.е. на уровне эмпирических фактов. Основные методы: наблюдение и эксперимент, которые производятся непосредственно над объективной действительностью.

Наблюдение – активный познавательный процесс. В нем субъект, исходя из определенной познавательной цели обычно выстраивает мысленную программу действий и всегда дает соответствующую интерпретацию полученных данных. Научное наблюдение предполагает использование приборов.

Эксперимент – такой метод изучения объекта, когда исследователь воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Исследователь воздействует на объект путем создания искусственных условий.

В процессе наблюдения исследователь использует такие операции, как сравнение и измерение. Сравнивая объекты по какому-либо признаку, ученый затем их измеряет. Измерения предполагает выбор определенного эталона, единицы измерения.


48. В чем определяется и в чем заключается специфика методов теоретического познания?


Теоретическое познание – это познавательная деятельность, осуществляемая на уровне идеальных образцов, идеальных понятий и абстракций.

Задачей теоретического познания является установление устойчивых связей и отношений путем обращения к форме теоретического закона; опираясь на абстрактные объекты, теоретическое познание объясняет глубинные природные закономерности.

Методы теоретического познания: построение научных теорий и понятий, установление теоретических законов.

Специфика теоретического познания ориентирована на поиск сущностных, глубинных природных закономерностей. Но анна этом пути возникают серьезные исследовательские проблемы. Важнейшей задачей научного познания является выработка адекватных средств отражения глубинных объективных реалей, а это осуществимо только путем построения таких абстрактных и в тоже время емких конструкторов как научные понятия.

Научная теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания. В теории конструируется определенная модель мира или его фрагмента.

Основной теорией является так называемая теоретическая модель, в которой выделяются 2 типа конструкторов – во-первых, абстрактные объекты теории и во-вторых, теоретические законы, непосредственно формируемые относительно абстрактных объектов теоретической модели.

Абстрактные объекты не имеют чувственного характера, они формируются путем выделения существенных сторон изучаемого явления и получают понятийное закрепление.


49. Каково взаимоотношение между теоретическим и эмпирическим уровнями научного познания?


На интерпретацию эмпирических данных влияют исходные теоретические предпосылки. Такое влияние теории на установление эмпирического факта называется теоретической нагруженностью эмпирического факта. Феномен теоретической нагруженности эмпирического факта подчеркивает то, что в человеческом познании опыт и мышление, эмпирический и теоретический уровни тесно переплетены и неправомерно отрывать их друг от друга.


50. Каковы структура и функции научной теории?


Структура научной теории: вводятся абстрактные объекты, на их основе создается теоретическая модель изучаемой области, и устанавливаются теоретические законы, справедливые (теоретическая модель: абстрактные объекты + теоретические законы).

Функции научной теории:

1.                  объяснение – изучаемые явления подводятся под совокупность законов известной теории

2.                  Предсказание – прогнозируются возможные явления и характер их протекания


51. В чем заключается специфика и взаимосоотношение абсолютной и относительной истин?


Объективная истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества в целом, поскольку относится не столько к человеку, сколько к самой объективной реальности.

Форма, в которой выражается истина, всегда зависит от человека: отражается материальный мир через понятие, абстракции.

Таким образом, истина субъективна по форме, но объективна по содержанию.

Субъективность формы истины заключается в том, что:

1.                 истина есть отражение материального мира при помощи понятий, суждений, которые не обладают физическими, химическими и иными свойствами объектов материального мира.

2.                 Субъективность формы истины проявляется в ее неполноте, ограниченности, в том, что она есть не окончательной результат, а процесс познания.

Однако определяющим в истине является не форма, а содержание, которое всегда объективно. Выражение «Земля существовала до человека» - истинное выражение, причем оно имеет субъективную форму, но вполне объективное содержание – Земля действительно существовала до человека.


52. В чем заключается специфика и взаимосоотношение абсолютной и относительной истин?


Абсолютной истиной называется знание, которое полностью исчерпывает свой объект и не изменяется при дальнейшем развитии человеческого познания.

Относительной истиной называется знание, которое не полностью, относительно, отражает свой объект и, соответственно, уточняется, углубляется в процессе развития человеческого познания.

Несмотря на то, что абсолютная истина признается принципиально достижимой любое человеческое знание является относительным, неполным, тем не менее в каждой относительной истине содержится часть абсолютной истины. Процесс познания и заключается в том, что переход от одной относительной истины к другой, несмотря на возможные отклонения и понятные движения, в целом происходит по пути все большего нарастания доли абсолютной истины, т.е. все более верного и более глубокого отражения объективной реальности.


53. Как решается проблема критерия истины?


Критерий истины – некоторый эталон или способ ее проверки.

Проблема:

1.                 он должен быть независим от проверяемого знания

2.                 он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его

Решение: этот вопрос не может быть решен в сфере мышления, т.к. мышление – результат отражения объективной реальности, следовательно для проверки истинности нужно найти область, где человек контактирует с объективной реальностью. Эта область – практика, где невозможно добиться определенной цели на основе неверного знания

Ответ: Практика – решающий, окончательный критерий истины.


54. Что собой представляют верификация и фальсификация как методы проверки истинности научной теории?


Верификация – процедура опытной проверки теории или определенного научного утверждения на истинность. Она состоит в том, что теоретическое положение соотносится с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения, эксперимента. Различают непосредственную и косвенную верификацию. При непосредственной верификации эмпирической проверке подвергается само утверждение. При косвенной – только следствие утверждения, относящееся к объектам.

Фальсификация – процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в результате ее эмпирической проверки.

Процедура фальсификации основывается на логической схеме, которую принято называть модус толенс.


55. В чем заключаются сильные и слабые стороны принципов верификации и фальсификации?


Верификация.

Сильные стороны:

Утверждения, которые в принципе не могут быть верифицированы, как правило, не считаются научными

Слабые стороны:

Положение научной теории претендуют на всеобщность и необходимость, следовательно полное подтверждение теоретических законов невозможно, а частная недостаточно.

Фальсификация.

Сильные стороны:

Для проверки утверждения на ложность достаточно одного контрпримера.

Слабые стороны:

При столкновении теорий с фактами, ложным могут оказаться как теории, так и факты. В реальной науке идея «решающего» эксперимента, однозначно позволяющего установить ложность теории, оказалась малореалистичной.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.