Рефераты. Теоретическая основа философии

Ideelle 2: психологический образ внешний предмет. Это осуществляется в ходе речевой и социокультурной деятельности человеческой и существенной мере является горизонт прошлого и горизонт будущего для человека. Человек оказывается способен учитывать в своей деятельности опыт прежних поколений, опыт древних людей и прогнозировать свои действия на основе совокупного человеческого опыта.

Видами Ideelle 2 являются: вторичные знаковые системы, к которым относятся книги, картины, фильмы и т.д.


32. Обладают ли животные: а) мышлением? б) сознанием? Обосновать


Животные обладают мышлением, т.к. они умеют оперировать идеальными образами, они возникают на стадии воспроизводства при предметной форме деятельности.

Поведение животных основано на врожденных программах, но это не является мышлением, которое проявляется в умении комбинировать врожденные программы в зависимости от условий, учиться на своем опыте, но они «думают» не так, как люди.

Сознанием животное не обладает. Для животных характерна предметная форма деятельности. Труд – это форма деятельности, присущая только человеку, его «обслуживает» такая форма, как сознание.

Мышление – это операционная работа с реальными объектами.


33. Какую функцию выполняют ценности в человеческой жизни?


Ценности – это система регуляции человеческого поведения в условиях его свободы.

Свобода инструментальная ценность.

Конечная цель выступает для человека как ценность, высшая ценность, которую стремится реализовать человек. Но, соответственно, для человека приобретает ценность и все то, что способствует достижению конечной цели, способствует реализации высшей ценности. Так обнаруживают себя т.к. инструментальные ценности, т.е. ценности служебные, ценимые человеком в той мере, в какой они способствуют реализации высшей ценности.

Таким образом ценности указывают человеку как жить, если есть свобода.



34. Характерна ли система ценностей для животных? Обосновать


Система ценностей может существовать только в рамках сознательного поведения и свободы воли, поведение же животного обусловлено врожденными программами, они не имеют свободу воли, следовательно система ценностей не характерна для животных.


35. В чем заключается ценность свободы для человеческого бытия? Как обосновать ценность свободы?


Свобода – это высшая инструментальная ценность для человека. Ценность свободы заключается в том, что свобода – выступает высшей ценностью человеческой личности, т.е. позволяет человеку принимать самостоятельные решения, направлять путь своей жизни.

Обоснование ценности свободы: человек остается человеком в той мере, в которой он является свободным; только свободный человек сохраняет свое человеческое достоинство.

 

36. В чем заключается феномен «бегства от свободы»? Чем он объясняется?


«Бегство от свободы» - это симптом невозможности человека справиться со своей ответственной ситуацией, предполагающий свободное самоопределение человека в этом мире.

Феномен «бегства от свободы» объясняется тем, что человек пытается уйти от ответственности, которую возлагает на него свобода, переложить свою ответственность на другого человека; судьбу; объясняется нежеланием или неспособностью брать на себя ответственность.



37. Как определяются и в чем заключаются ценности «свободы от…» и ценности «свободы для…»?


Ценности «свободы от…» - система ценностей, которая помогает человеку освободиться от гнетущей зависимости человеческого бытия. В эту систему входят познавательные, эстетические, правовые, религиозные ценности.

Другими словами, ценности «свободы от…» - это все то, что уменьшает человеческое закрепощение, или увеличивает его свободу.

Ценности «свободы для…» - это ценности определяемые задачей свободного посвящения человеком себя некой высшей, финальной ценности.


38. В чем заключается специфика и ценностная нагрузка: а) витальных, б) познавательных, в) эстетических, г) социально-политических ценностей?


а) Витальные ценности – способствуют достижению конечной цели; способствуют реализации высшей ценности, ценятся в той мере, в которой они способствуют реализации высшей ценности.

б) Познавательные – постижение сущностных законов этого мира и использование знания на благо человека. Высшая ценность – истина.

в) Эстетические – ориентация на прекрасное, поиск гармонии, эстетического совершенства. Высшая ценность – красота.

г) Социально-политические – обеспечивают человеку подлинно цивилизованное состояние и реально увеличивают свободу. Высшая ценность – человеческая личность.



39. В чем заключается специфика религиозных ценностей?


Высшей ценностью религиозных ценностей выступает Бог, который объединяет в себе Истину, Красоту, Доброту. Религиозные ценности в рамках «свободы от…» спасают человека от неизбежности смерти, и Бог выступает как гарантия человеческого спасения. Но религиозные ценности можно рассматривать с точки зрения «свободы для…», тогда Бог – высший смысл, высшая ценность.


40. Чем отличается культурологический и философский аспекты рассмотрения финальных ценностей человеческой жизни?


Общее: выявление финальной ценности человеческой жизни.

Различие:

Культурологический подход предполагает обращение к истории культурологического самоопределения человека, чтобы выявить те ценности, которые задавали тип самоорганизации человека – культурно закрепленные идеалы человеческой жизни.

Философия пытается объяснить и теоретико-рационально обосновать то, что должно быть высшей ценностью человеческой жизни.


41. Каковы специфика и типология ценностей обретения?


Подход к ценностям с позиции обретения предполагает, что смыслом человеческой жизни является «обретение» высшей ценности. Общей чертой таких подходов (гедонизм, эвдемонизм, буддистская ориентация) к определению высшей ценности является сведение человеческого блага к получению удовольствия, но так как человеческая жизнь не обеспечивает устойчивого удовольствия, то возникает идея об отказе от земных желаний, от воли к жизни.


42. Каковы специфика и типология ценностей служения?


Смысл жизни определяется как служение высшей ценности, которая осмысляет и оправдывает трудности и страдания человеческой жизни.

В утилитаризме высшей ценностью объявлялось общечеловеческое счастье, но эта идея является не безукоризненной. Концепция служения высшей ценности религиозного характера выглядит в определенном смысле предпочтительной.

Понимая жизнь как служение человек стойко переносит невзгоды, в тоже время у счастья в земной (утилитарный) или иной (религиозной) жизни.

Ценности служения (Добро) – закон моего поведения.

Меньше человека – природа

Равен человеку – человек

Больше человека – Бог

 

43. Указать специфику и провести критический анализ следующих этических подходов: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм


Гедонизм: стремление к получению удовольствия объявляется принципом человеческого бытия, главным смыслом человеческих действий. Но:

1.                 гедонизм выводит человека за рамки морали

2.                 обнаружилось, что ориентация на удовольствия ведет к возрастанию неудовольствия

Эвдемонизм: человеку свойственно стремиться к удовольствиям и избегать страдания, однако для душевного спокойствия необходимо минимизировать удовольствия и избавиться от страхов через культуру философского мышления. Но:

1.                 человек по природе своей вряд ли ограничится только естественными удовольствиями (голод, холод, жажда)

2.                 болезнь, старость и смерть являются реальными проблемами человеческой жизни, которые увеличивают «неудовольствие» от жизни

Утилитаризм: счастье понимается как максимизация удовольствия, но высшая ценность – счастье человека. Смысл индивидуализация человеческой жизни определяется через служение общечеловеческому благу. Но:

1.                 не всегда имеет место гармония личного и общественного

2.                 нивелируется самостоятельная ценность человеческой личности


44. Охарактеризуйте специфику и характер взаимоотношений субъекта и объекта познаний


Субъект познания – тот, кто реализует познавательный процесс.

Объект познания – то, на что направлен познавательный процесс.

Характер взаимоотношения субъекта и объекта познания составляет суть процесса познания и изучения гносеологией.

Субъектом познания является общество, он имеет сложную социокультурную определенность; объект познания – это фрагмент окружающего мира, субъект выступает активной стороной. Взаимоотношения субъекта и объекта – непрекращающийся диалог, причем диалог не является беспристрастным, он «нагружен» человеческими целями и задачами.

 

45. Обыденный, художественный и научный типы познания: произвести сопоставительный анализ


Общее: типы познания, направлены на получение истинного знания.

Различное:

1.                 обыденный и художественный типы познания более эмоционально окрашены, научный тип познания стремится к безоценочному отражению действительности

2.                 Цель:

-                   обыденный тип познания – знание для практического использования

-                   художественный тип познания – для выражения позиции автора

-                   научный тип познания – для обоснования истинности

3.                 Методы:

-                   обыденный тип познания – объекты даны в непосредственной практике, приемы не осознаются как специфические

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.