Рефераты. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

Гегель. В древности противоречия считались запрещенными. Сегодня Ч дорос чтобы справится с этой проблемой. Основной инструмент диалетики - противоречие. Обнаружение антиномий (противоречий) и их разрешение - характерная черта диалектического мышления. Корпускулярно волновой дуализм. Антиномия (противоречие) - двигатель прогресса. Плюс и минус взаимно исключают и дополняют друг друга. Позание единства противоположностей - самый эффективный способ познания.

42. Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика направленности основных фаз развития.

Гегель - модель развития без утраты достигнутого. Отрицание многократно повторяется в любом процессе, где имеет место смена фаз, преиодов, этапов. (Маркс) - "Не может происодить развития, не отрицающего своих прежних форм". - метафизическое отрицание. Диалектическое отрицание: 1) деструкция; 2) кумуляция (частичное сохранение предыд. качеств); 3) конструкция. Перестройка - пример триединого развития.

Аналог "отрицания отрицания" - спиралевидный процесс (постоянное нарушение равновесия, но из - за врожденной ассиметрии - поступательный прцесс и каждый новый виток происходит на качественно новом уровне).

43. Методологическое значение и эвристическая функция законов и категорий диалектики.

В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие.  Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое исскуство, была проблема «единичного и многого». В веках она приобретала все новые обличья: связь единого и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания познания сложных, гибких, противоречивых, универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Категории диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии.

44. Практика как специфический человеческий способ отношения к миру. Различное понимание в философии сущности и роли практики.

В доМарксовой философии:два альтернативных подхода 1) признание ограниченной включенности человека в материальный мир исключало его понимание как деятельного, активного существа. 2) Там, где эта деятельная сущность чел-ка признавалась, она отрывалась от материального мира и рассматривалась как выражение сверхматериального духовного начала.

Маркс: Главный недостаток всего предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.

45. Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности человека. Структура практической деятельности и ее основные формы.

О - творение Ч. Практическая деят. - основа любого О. Труд - продукт сознания Ч, материализация его духовности (машины не обладают духовностью). Любаю вещь - продукт колективного труда и индивидуального (диалектика). Ч. - сливается с обществом (специализация). Но Ч не растворяется в О., хотя О стремится это сделать. О. воздействует на Ч через систему воспитания. Если О и Ч живут не в гармонии - скачок.

Результатом труда являются: первичные и вторичные продукты, средства производства, духовное производство.

Труд тесно связан с культурной жизнью Ч, национальн. особенностями.

Цель развития трудовых отношений - развитие произв. отношений. Если цель - удовлетворение потребностей - кризис.

46. Техника и техническая деятельность как одна из форм практики.

Важнейшая форма практики - произв. материальных благ.

Техника имеет двойственный смысл: 1)совокупность устройств, созданных Ч, совокупность информационных технологий. (в последнем смысле - техника и средство произв. и его конечный прдукт); 2) табор навыков, умений. Ч все болше своих функций доверяет технике. Перва и вторая природы. Технич. деятельность влияет на все стороны жизни Ч.

"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.

"Антитехницизм" - техника - злой демон.

Техника тесно связана с культурой, О., которые часто определяют направление движения технической мысли.

Негативные последствия практики Ч.

47. Проблема сознания в философии и естествознании. сущность сознания и его роль в человеческой деятельности. Природа идеального.

Определение роли и места Ч в жизни - мировоззр. проблемы. Вопрос отношения сознания к бытию - один из основных вопросов Ф. Для материалистич. подхода также необходима чтобы Ч сознавал что он делает => сознание - свойство высокоорганизованной материи.

Сознание - общественный продукт. Самосознание.

Посредством отражения живое существо получает образ, являющийся отражением свойств, связей и отношений внешнего мира. Образ фактически является знанием. Идеальное знание - субъективное, отражающее объективную реальность с наибольшей степенью достоверности.

Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи.

Ч отличается от животного тем, что обладает опытом практическо преобразовательной деятельности. Образы О. взаимодействия - отображение действительности в прцессе общения людей. Сознание предыд. веков передается посредством образов культуры. Формирование и закрепление программы совместных действий в Ч - двигатель прогресса (только делая единое целое можно развиваться).

Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к действительности.

48. Генезис сознания. Природа отражения и его развитие как генетическая предпосылка сознания. Отражение, информация, управление.

Отражение возникло при попытке объяснить суть сознания и его отношения к бытию, материи. Энгель акцентировал внимание на их тесной взаимосвязи. Ленин - "вся материя обладает свойством, родственным ощущению - свойством отражения". Любой объект, процесс при взаимодействии отражает часть себя на др. объекте. Непонятно как может один матер. объект отражаться на другом в то время когда второй на первый взгляд не может ощущать - научная проблема.

Объективное отображение действительности - наиболее сложный процесс.

Информационное отражение - такое отражение при котором активно используются результаты внешнего воздействия. Такое отображение возможно только если система способна регулировать сама себя. (камень и цветок по разному реагируют на солнчный свет).

Отражение для живой природы - раздражимость. Для животного мира - чуствительность. Психическое отражение возникает при недостатке информации для однозначной реакции (решение может быть запомнено на будущее).

Диалектический отношения между внешним миром и внутренними установками.

Субъективная реальность - идеальна. Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи.

49. Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная природа. Сознание и язык.

см 47.

Различают сознания: духовное, нравственное, теоретическое, религиозное, политическое, ...

Осознание проявляется в практич. деятельности Ч. Тесно связано с О (знание передается в виде образов от покаления к покалению). Отражение, фиксация установок в сознании - необходимое условие воспроизводства способов совместной деятельности. Соц. сознание - способ взглянуть на проблему извне. В современном мире понимание общественного сознания - залог выживания.

Вербальное общение - основной элемент отражения соц. сознания (информации). Также существуют другие знаковые языки. Тесная связь с культурой индивида.

Диалектика коллективного и субъективного сознания.

50. Познание как активное отражение действительности. Субъект и объект познания.

см 48.

Адекватное отображение действительности - суть познавательного процесса. Материалест. подход говорит, что такое познание возможно.Знание познающего субъекта - идеально. Знание постепенно переходит в духовную сферу (научно - теоретич. деятельность).

Субъект познания - Ч. Объект познания - все формы материи и формы ее взаимодействия.

На начальных этапах развития Ч познание связано с практической деятельностью. Постепенно появились знания связанные с предсказаними, теоретические, ... . Знание - высшая форма отображения действительности.

51. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

1) Знания как система (Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность называются правилами. Знания, таким образом, включены в систему деятельности) 2) знание как отражение действительности 3) Чувственное познание (для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувст, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов - такая форма деят-ти - чувств позн-е по маркс-ленинск гносеологии).

52. Проблема истины и философии в науке.

Философия и наука. Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна перейти через процедуру философского обоснования. (приер - когда Фарадей открыл электрические и магнитные силовые линии... ->ввел представление о материальности полей - особый вид материи).

53. Научное познание и его специфические признаки. Научное и обыденное познание. Критерий научности.

В структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и теоретический. Им соотв-ют два вида познавательной деят-ти - эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое - два подуровня наблюдения и эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания.

Наука имеет дело с особым набором объктов, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенностями объектов научного исследования можно объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте. Наука формирует специфич способы обоснования истины знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием.

54. Эмпирический и теоретический уровни знания.

Эмпирический: наблюдения, эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Организация теоретического уровня знаний. 1) частные теоретические модели и законы. 2) развитая теория. Строится некоторая обобщенная модель, которая охватывает все частные случаи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.