Рефераты. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

55. Понятие метода и методологии.

Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии научного знания.

56. Методы эмпирического познания.

1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент

57. Методы теоретического познания.

1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта)

58. Гипотеза и теория.

Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез сложной проблемы, которое затем подвергается опытной проверке.

Теория должна быть непротиворечивой и основываться на аксиоматике.Цель теории - целостная картина. Теарии необходимо испоьзуют абстрагирование.

59. Особенности социального познания.

см 49. Социальная природа человеческого сознания.

60. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Истинность - соответствие знания объективной реальности.

Объективная истина не зависит ни от Ч ни от человечества (Ленин), но может меняться во времени. Необходим эталон. Объективное и субъективное знание = Ю такие же истины. Платон (в идеях), Декарт (в вещах), Гобс (истина дочь разума), Кант (основа его Ф). Диалетич. подход - "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ..." (Ленин). Истина должна быть проверена практикой.

Геоцентрическая система -> гелио центрическая -> галактическая. Каждая относит. истина приближает нас к абсолютной. Абсолютная истана - предел, к которому необходимо стремиться. Относит. и абсолютн. истины - разные формы объетивной истины. Догмы и др. историч. - соц. условия могут искажать истину (язык, небрежность в определениях).

Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне познания.

Абсолютная истина - совершенно полное, точное, всесторонне, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.

61. Природа и общество.

Их нельзя рассматривать поотдельности. Ч - основа О. и природное существо. Его интересы и возможности определяют О жизнь. Природные факторы также влияют на О, а О на П. Различают первую и вторую природу.

Материальное производство - производство и воспроизводство всех компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства самого Ч.

П влияет и на политическую жизнь О. (демография, здоровье президента, ...). Сила России в природном факторе, ее многонациональности.

62. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты.

см 71.

54

63. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой и неживой природы.

64. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его истории. Материальное и идеальное общество. Роль субъективного фактора в истории.

Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.

Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы).

65. Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от законов природы.

Деретминизм - противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

66. Проблема биологического и социального в человеке. Критика биологизаторских и социологизаторских трактовок человека.

???

67. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как ценность.

Жизнь - смерть: пограничная ситуация. Ч - О. явление => смысл жизни в служении О. Что Ч оставит после себя ? Существует биологическое время и духовное. Ч может долго жить после смерти тела. Право на смерть не только личный выбор - ведь существуют семья, ... Упомянуть о камикадзе и Руссо.

68. Человек и человечество. Глобальные проблемы выживания человечества.

Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.

Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.

54

69. Понятие науки. Социальные функции науки.

1) культурно-мировоззренческая 2) наука как непосредственная производительная сила 3) функция как социальной силы

70. Основания науки. Диалектика опыта и теории.

???

71. Наука и нравственность. Этика науки.

Общечеловеч. ценности так же применимы в науке. Бескорыстие ученого, его заинтересованность, отстаивание истины. "Платон мне друг, но истина дороже" (Аристотель). Наука предполагает обоснованность суждений => они более ценны, чем бытовые. Признание коллег - высшая награда для ученого. Несоблюдение этических норм - черевато. Нравственность пронизывает все стороны деятельности ученого. Определения должны быть точны (Ленин).

Сократ "Человек добр, а зло творит по неведению". Генная инженерия.

Сциентизм - научно - технический прогресс - абсолютная социальная ценность- предел развития. Диалектика созидательного и разрушительного в науке.

72. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства.

Материальное производство - производство и воспроизводство всех компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства самого Ч.

73. Способ производства как материальная основа целостности общества, его конкретноисторической определенности.

Структура способа производства:

1) производительные силы (предмет труда, орудие труда);

2) производственные отношения (экономические и производственно - технические отношения).

Базис - совокупность 1 + 2. Надстройка - теории, концепции, учереждения, материализующие 1 и 2.

Материальное производство характеризует то что производится. Способ произв. - как производится. Эпохи различаются способом производства.

74. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений.

???

75. Социальная революция и ее роль в развитии общества.

Соц. революция - качественное изменение в О. отношениях , во всей их системе. Это закономерные явления в О. жизни. Способ смены О. формаций. В основном - это политическая революция. Класс - основная движ. сила революции. Насилие - вынужденная мера. Диалетическое отрицание старого. Тесно связана с культурными традициями.

76. Общественно-экономическая формация. Диалектика базиса и надстройки.

Общ - экон формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытно-общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Общ - экон формация впервые выработана максизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет 1) отличить один период истории от др 2) вскрыть общие и существенные  черты разных стран 3) позвляет рассмотреть человеческое общество в каждый периож его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местомв системе общественных отношений данной формации.

Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для харрактеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Ленин: Базис - экономический скелет общественной формации, Н - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми 3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей Н.

77. Развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно- экономических формаций. Формация и реальное общество.

История О - продукт сознательной деятельности людей, в отличии от истории П.  О - объект, ограниченный в пространстве и времени - пока нет понятия, нет и объекта иследования.

Формация - исторические формообразования - представляют собой органическую целостность, включающую в себя как материальные так и духовные компоненты. Способ мат. произв. - важнейший, определяющ. ее функционирование, компонент. Смена формаций характеризует исторический процесс. (первобытнообщ., рабовл., феодальн., капитал.). Далее коммунизм !.

Маркс делит историю надвое: предистория и истинная история (человечество свободно от продуктов своего труда). Формацион. подход к О. рассматривает О. как единое целое.

Цивилизационный подход к О. появился в 18вв (Данилевский, Гумилев). Он тесно связан с понятием культура. Цивилизованное О - О, основанное на понятиях разума и справедливости. Этот подход основан на множественности культурно - исторических типов. Однако, то, что производят цивилизации - является достоянием всего человечества. Цивилизация одновременно чужда и ценна для др. цивилизаций.

Движущая сила Ц. - творческая элита, увлекающая за собой инертное большенство.

Гумилев развил теорию этносов. Этнос зарождается из - за небольшой горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизация, проходит стадии: зарождения, развития, надлом, разложение.

78. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы, классы, нации, личности.

Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся системе производства, отношением к средствам производства и долевым участием в распределении готов. товара.

Нация - фундаментальная характеристика гос.

Этнос - объединяет близкие нации. Причина всех соц. катаклизмов- национальные отношения.

Классы различаются: по образаванию, кастам, политич. положению.

Партия - объединяет авангард класса и определяет его идеологию.

Соц. революция - локомотив в развитии общества - высшая форма классовой боьбы.

Также существуют прослойки - религиозные , ... .

Соц. пространство (айкумена) - все время расширяется (во все стороны).

Общ. отношения (отношения между субъектами О.): 1) производственно - экономические; 2)идеологические; 3)политические.

79. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе.

???

80. Содержание понятий "индивид", "индивидуальность" и "личность" в марксистской философии. Личность и ее социальные роли в обществе.

52

81. Социально-политические, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии.

???

82. Возникновение и развитие диалектико-материалистической философии. Развитие философии К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Маркс ведел оторванность от реальной жизни (истории и соц. реальностей) Гегелевской теории (был ее стороником). Попытка создания Ф для эксплуатируемых пролитариев.

Основные позиции:

1) Отчужденный труд - ни предмет труда, ни орудия труда, ни результат труда пролитарию не принадлежит - непорядок.

2)Т.к. рабочий вынужден работать (жизнь заставила) => труд унижает Ч. (он свободен вне труда)

3) }=> Ч. относится к природе враждебно, прервана родовая связь;

4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми - конкуренция. Капиталисты тоже отчужденные люди.

}=> ликвидация частной собственности. => появляются свободные, одаренные, гармоничные люди

Практика - основа всего. Все познается через практику. Труд преобразовывает П. и О. отношения.

Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся системе производства, отношением к средствам производства и долевым участием в распределении готов. товара.

Уровень развития производства - основной критерий познания О.

Государство должно упорядочивать - структуру собственности.

Ограничение свобод Ч.: 1) разделение труда на физический и умственный; 2) принадлежность к определенному классу 3) культурологический фактор.

83. Основные направления и черты немарксистской философии ХХ века.

19

84. Основные черты философии неопозитивизма, его разновидности.

Ученые, применяющие Ф к современным разделам науки. => математизация, формализация Ф знания. Основное достижение связь логики с кибернетикой. Герменевтика - семантический анализ текстов.

21

85. Проблема человека в философии экзистенциализма.

22

86. Основные черты философии неотомизма.

20

87, Буржуазная философия истории. Футурологические модели общества (технократические, технофобские, информационные).

"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.

"Антитехницизм" - техника - злой демон.

23

88. Основные черты и проблемы русской философии Х1Х - начала ХХ веков.

25

89. Диалектика исторической необходимости и свободы в общественном развитии. Всестороннее развитие личности - гуманистический идеал марксизма.

52

90. Сущность общественного прогресса и его критерии. Исторические типы прогресса.

см 77.

91. Противоречивый и целостный характер современного мира. Соотношение научно- технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху.

53

92. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества.

54

"Технократический детерменизм" - техника и технология - решающий фактор развития Ч. Вся власть у группы тех. интеллигенции.

"Антитехницизм" - техника - злой демон.

93. Диалектика общечеловеческого и классового. Приоритетность общечеловеческих ценностей.

52

94. Единство и многообразие мировой истории. Объективные предпосылки, закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории.

Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.

Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.

46

95. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.

50

96. Научно-техническая революция, ее сущность и перспективы.

53

97. Категории "общественное бытие" и "общественное сознание" и их методологическая роль.

Формационный подход был выработан на основе анализа обществ. бытия. "О. бытие" - объективная О. реальность, соц. материя, отражающаяся в О. сознании. Материалестич. подход к определению этих понятий позволяет "соц. детерминизм". Эти понятия объективны.

Коммунистич. теория продполагала, что О. сознание окрылит людей. Недооценка Ч. фактора. О. сознание - активно.

49

98. Общественное сознание и его структура.

Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой «Общественное сознание». Уровнями О С являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп (Социальная психология), и научно - теоретическое сознание, включающее идеологию. Формы О С представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.

49

99. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

???






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.