Рефераты. Сознание, как философская категория

Сознание, как философская категория

Содержание


Введение

1. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания

2. Сознание как высшая форма отражения объективного мира, творческая и регуляторная деятельность сознания

3. Единство языка и мышления

4. Проблема моделирования мышления

5. Задание 1

6. Задание 2

Заключение

Приложение

Список литературы


Введение


В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека.

С диалектических позиций достигается цель данной работы – характеристика эволюции отражения от самой простейшей его формы до высшей – психики человека и свойственного ей сознания. Развитие языка как средства трансляции широкого опыта, как знаковой системы взаимосвязано и взаимообусловлено с развитием мышления и в общем сознания человека.

Несмотря на некоторую критику со стороны других систем исследовательских подходов, заслуга диалектики в теории познания неоспорима. Диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению.

 

1. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания


Материалистическая философия рассматривает сознание как продукт закономерного развития материи и, соответственно, развития ее отражательной функции. Наиболее общая природа (качество и сущность) сознания выражена материалистической формулой его вторичности. Эта формула включает следующие взаимосвязанные идеи: 1) сознание есть продукт бесконечного развития материи, 2) сознание – свойство высокоорганизованной материи (человека).

С позиций диалектического материализма, материя порождает не только сам процесс происхождения мыслящего Человека, но и условия его возникновения.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты взаимодействующих на них явлений. Отражение – атрибут материи, оно характеризует взаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого и представляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия.

Процесс отражения одного объекта в другом - это процесс усваивания первым объектом информации о втором объекте. Другое дело, насколько эта информация адекватно усваивается. И здесь всплывают три основные закономерности отражения:

1)                степень адекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел;

2)                если же качества тел значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики друг друга. Например, ЭВМ, представляя собой физический субстрат, воспроизводит лишь формальные, количественные особенности общества, обладающего неизмеримо более сложным социальным субстратом;

3)                высшее способно воспроизвести низшее адекватно, поскольку в структуру высшего субстрата включены качества всех низших субстратов (рисунок 1.)[1].

Отражение – свойство любого материального тела по-своему, своими средствами воспроизводить в себе природу и содержание воздействующего тела. Отражение – атрибут материи, оно характеризует взаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого и представляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия. Философское понятие отражения на десятки лет опередило появление его частнонаучного аналога - понятия информации, описывающего отражение с формальной стороны. (т.е. Информация – это формальный способ описания отражения)

Природа предмета воспроизводится не всегда, а лишь при определённых условиях.

Свойство отражения развивается вместе с эволюцией материи, принимая на наиболее сложных ступенях форму психики и ее высшего уровня – сознания.

Отражению присущи три основные закономерности. Изменение, которое претерпевает тело под воздействием другого, будучи своеобразным отпечатком ("следом") последнего, оказывается более-менее адекватным воздействующему телу. (Под адекватностью понимается воспроизведение качества, количества и формы.)

Первая: степень адекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел.

Вторая: Если же качества тел значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики друг друга. Например, ЭВМ, представляя собой физический субстрат, воспроизводит лишь формальные, количественные особенности общества, обладающего неизмеримо более сложным социальным субстратом.

Третья: высшее способно воспроизвести низшее адекватно, поскольку в структуру высшего субстрата включены качества всех низших субстратов (рис.1).

Отражение прошло несколько стадий эволюции.

При механическом взаимодействии тел макромира отражение носит суммарный характер (сила взаимодействия, равная произведению массы на ускорение, не выделяет массу и энергию в виде отдельных составляющих). Такое отражение эпизодично и случайно, а "след" взаимодействия при упругом ударе не имеет структурного закрепления.

При более сложных физических взаимодействиях тела отображают друг друга в многообразных физических параметрах. Отражение становится структурированным, локализованным, необратимым, получает цепной характер.

Химическая форма отражения сохраняет свойства физической и получает новую особенность: взаимное изменение агентов в химической реакции закрепляется созданием нового качества – образовавшегося химического вещества, что придает отражению прерывистый характер. Коллоиды (вещества, химически непосредственно предшествующие живому) существуют за счет сложных цепей химических превращений и обладают уникальными свойствами. Коллоиды способны изменять свои отражательные характеристики, им присущи своеобразные "защита", "привыкание" и "сенсибилизация". Эти свойства выступают химическими прообразами-аналогами биологических избирательности и приспособляемости.

Жизнь нуждается в постоянном самообновлении, осуществляемом в виде:

1) обмена веществ со средой, направленном на поддержание параметров организма на неизменном уровне;

2) воспроизводства организма в потомстве (репродукция). "Сущностью жизни, или биологического способа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособления к среде.

На биологическом уровне отражение служит биологическим целям и в силу важности задачи обособляется в отдельную функцию, выполняемую поначалу специально предназначенными структурами клетки, а затем особого рода клетками, складывающимися в дальнейшем в нервную систему. Для обеспечения самосохранения организм должен не только дать оценку явлениям внешней среды, но и смоделировать будущие состояния среды, т.е. осуществить опережающее отражение, с тем чтобы успеть выработать команды на своевременную перестройку систем организма и адекватно прореагировать на изменение средовых условий.

Биологическое отражение проходит две крупные ступени развития: раздражимость и психику.

Раздражимость - это способность живого отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения, которое выражается во внешней реакции.

Гигантским шагом в развитии свойства отражения является выработка биологической оценки раздражителей.

Поскольку моделирование среды на уровне раздражимости происходит, во-первых, с потерей качества средовых элементов, а во-вторых, в соответствии с материальными закономерностями отражение не всегда получает необходимую сложность и требуемую степень опережения. Для более сложных форм приспособления необходимо воспроизводить при отражении многообразные качества средовых агентов и давать относительно далекие прогнозы средовых изменений, осуществить которые на основе прямого материального моделирования не удается. Именно поэтому возникает психика, связанная с выработкой не материального подобия, а идеального образа действительности.

Идеальный образ включает в себя в принципе все содержание отображаемого предмета (явления, процесса), оригинала, и в то же время образ не есть его материальный аналог. В идеальном образе предмет получает свое второе существование, не будучи материальным повторением оригинала.

Идеальный образ есть функция двух аргументов: объективного оригинала и отражающего субъекта, т.е. несет в себе содержание не только объективное, но и почерпнутое из самого субъекта, и в этом смысле идеальный образ всегда субъективен.

В учение о познании как отражении действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория отражения по праву носит название ленинской теории отражения. Его теория подвергается критике со стороны некоторых буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию отражения понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию отражения механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания, он считал, только на основе адекватного отражения объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.