Таким образом, можно говорить о социально-деятельной сущности экономического человека. Вне деятельности, социальных, экономических отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.
Но экономический человек не сводим к своей сущности, так как в своём реальном проявлении сущность обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своём выражении и не исчерпывается сущностью.
Существование экономического человека невозможно вне системы общественных и экономических отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем и его сущность невозможна вне его существования. Сущность экономического человека формируется в процессе существования и постоянно присутствует в нем, а потому само существование всегда существенно.
Существование – это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Индивид – это всегда личность, общество – это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытиём личности, её свободой и стремлением к трансценденции. Неподлинное существование – это бытиё в обществе, стремление утвердиться в нём и принять его законы.
Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он всё в большей степени становится человеком.
3. В. Зомбарт о сущности и принципах формирования современного экономического человека.
Социально-экономические изменения в российском обществе предполагают мобильность не только общественных структур, но и мобильность самого человека. Адаптация личности к новым социальным условиям и, прежде всего, степень ее "встроенности" сегодня в новые экономические структуры может быть рассмотрена в качестве одного из показателей рыночных преобразований на уровне поведения.
Получение необходимых знаний о человеке и образцах его поведения, развитие деловых качеств и способностей личности - одна из задач образования.
Среди экономистов, психологов, социологов, социальных антропологов широко обсуждаются проблемы становления "современного экономического человека". Создание модели современного экономического человека требует осмысления мотивов его поведения, способов деятельности по достижению цели и необходимых для этого личностных характеристик. Научный подход к обсуждению данных проблем предполагает обращение к работам классиков науки.
К числу таких работ вполне можно отнести творческое наследие немецкого экономиста, социолога, историка культуры Вернера Зомбарта (1863-1941). В указанном контексте представляет интерес работа "Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека".
В основе формирования "современного экономического человека" лежит, как считает ученый, определенный хозяйственный дух, представляющий собой "совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование". Под ним Зомбарт понимает интеллект, ценностные ориентации, которыми определяется поведение хозяйственного человека, черты характера. Страны, профессии и личности могут обладать различным хозяйственным духом, но эпохи в хозяйственной жизни, утверждает автор, различаются по характерной для данного времени внешней структуре хозяйственной жизни и по тому духу, который в ней преобладает, то есть "определяет собою хозяйственные действия большей части хозяйствующих субъектов".
Капиталистический дух развивается из докапиталистического духа. Сущность предпринимательского духа Зомбарт связывает с деятельностью предприятий. Если понимать под предприятием (в самом широком смысле слова) "всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненное единой воле", то предпринимательский дух представляет собой "совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия".
Так как область предприятия так же широка, как вообще поле человеческой деятельности, то и душевные качества, определяющие предпринимательский дух, различаются в зависимости от функций предприятия, его размеров и мощности. Но, указывает ученый, всегда "предприниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: завоевателем - организатором - торговцем".
Быть завоевателем - значит обладать: способностью составлять планы, влечением к их осуществлению и способностью их реализации. Данные требования предполагают наличие у человека определенной меры духовной свободы, духовной энергии, упорства и постоянства в достижении цели.
Быть организатором - значит быть способным объединять людей для совместной успешной деятельности. Для этого необходимо уметь оценивать людей по их способностям, выбирать из большой человеческой массы нужных для конкретной цели, создавать оптимально действующую структуру предприятия.
Быть торговцем - значит уметь хорошо вести переговоры. В данном случае слово "торговец" или "ведущий торг" означает не особую профессиональную деятельность, совершение товарообмена, а функцию, осуществляемую во многих областях предпринимательской деятельности; она предполагает способность побуждать собеседника путем приведения своих доводов и опровержения встречных к принятию нужного предложения и совершению (или несовершению) определенного действия.
В зависимости от форм, способов и видов деятельности ученый выделяет шесть основных "чистых" типов капиталистических предпринимателей: разбойники, феодалы, бюрократы, спекулянты, купцы, ремесленники. Современный капиталистический предприниматель, отмечает он, соединяет в себе различные предпринимательские типы, одновременно являясь разбойником и ловким калькулятором, феодалом и спекулянтом.
Анализируя характер хозяйственной деятельности развитого капиталистического общества, В. Зомбарт выделяет следующие общие черты современного экономического человека: 1. Ценностные ориентации определяются стремлением к процветанию дела, а следовательно, и к накоплению.
2. Характер деятельности не изменился: предприниматель должен завоевывать, организовывать, вести переговоры. Последняя функция приобретает особое значение. "Деловые успехи все больше зависят от мощной силы внушения и умелости, с которою заключаются многочисленные договоры".
3. Деловые принципы базируются на абсолютной рационализации; направленности на чистое производство благ для обмена; на расширении рекламной деятельности по привлечению покупателя; на наличии свободы в стремлении к накоплению и т.д.
4. Личностные характеристики, или, как их называет автор, "мещанские добродетели", не утратили своего значения для определения характера ведения хозяйства, но прежде всего это применительно к крупным предприятиям они "вышли из сферы личного проявления воли и сделались составными частями делового механизма. Они перестали быть качествами живых людей и сделались вместо этого объективными принципами ведения хозяйства".
Такие характеристики, например, как прилежание, бережливость, коммерческая благонадежность, становятся неотъемлемым условием ведения капиталистического хозяйства.
Формирование модели современного нам "экономического человека", безусловно, не ограничивается только анализом одной работы Вернера Зомбарта, а требует комплексного творческого осмысления наследия ученых - обществоведов, экономистов, психологов, социологов, политологов, антропологов, юристов, изучавших механизм человеческого поведения.
4. Экономика и её роль в жизни современного человека.
Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и многое другое. В данном случае экономика в широком смысле слова, подразумевается как система общественного производства.
4.1. Производство.
Производство есть процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития экономического человека.
В любом производстве взаимодействуют рабочая сила и средства производства. Рабочая сила, т. е. способность человека к труду,- это человеческий фактор производства, а средства производства - его вещественный фактор. Средства производства представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся различные продукты) и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Сами по себе, в отдельности данные факторы - человек, предмет труда и средства труда - ничего не производят. Только их соединение в процессе труда позволяет создавать жизненные блага, т. е. осуществлять производство.
Между рабочей силой человека,. предметами и средствами труда, которые вместе составляют производительные силы, возникает сложная система взаимодействия. Это взаимодействие, а также способы воздействия человека на предметы труда называются технологией. Слаженность функционирования названных факторов, всех участвующих в процессе труда людей обеспечивается организацией производства.
Производительные силы (главная в них, несомненно, человек) выражают отношение общества к природе.
В процессе производства люди вступают также и в отношения между собой, то есть в производственные отношения. Эти отношения тоже представляют собой сложную систему, включающую отношения по поводу средств производства, которые юридически закрепляются как отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления. Производительные силы и производственные отношения составляют способ производства.
Производство материальных благ является основой жизни человеческого общества. Оно должно быть непрерывным. Можно представить себе, что произошло бы, если бы прекратилось даже на короткий срок производство электричества, угля, хлеба, тканей или бумаги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5