Рефераты. Современный экономический человек: его сущность и тенденции развития p>          Человеческая сущность природы существует только для общественного экономического человека; только в обществе природа является для экономического человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия.  Экономическое общество есть законченное сущностное единство экономического человека с природой.

         Таким образом, можно говорить о социально-деятельной сущности экономического человека. Вне деятельности, социальных, экономических отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.

      Но  экономический человек не сводим к своей сущности, так как в своём реальном проявлении сущность обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода человек, то  существование каждого индивида всегда индивидуально в своём выражении и не исчерпывается сущностью.

        Существование экономического человека невозможно вне системы общественных и экономических отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем и его сущность невозможна вне его существования. Сущность экономического человека формируется в процессе существования и постоянно присутствует в нем, а потому само существование всегда существенно.

        Существование – это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Индивид – это всегда личность, общество – это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытиём личности, её свободой и стремлением к трансценденции.  Неподлинное существование – это бытиё в обществе, стремление утвердиться в нём и принять его законы.

       Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он всё в большей степени становится человеком.

       

3. В. Зомбарт о сущности и принципах формирования современного экономического человека.


           Социально-экономические изменения в российском обществе предполагают мобильность не только общественных структур, но и мобильность самого человека. Адаптация личности к новым социальным условиям и, прежде всего, степень ее "встроенности" сегодня в новые эко­номические структуры может быть рассмотрена в качестве одного из показателей рыночных преобразований на уровне поведения.

          Получение необходимых знаний о человеке и образцах его поведения, развитие деловых качеств и способностей личности - одна из задач образования.

         Среди экономистов, психологов, социологов, социальных антропологов широко обсужда­ются проблемы становления "современного экономического человека". Создание модели совре­менного экономического человека требует осмысления мотивов его поведения, способов дея­тельности по достижению цели и необходимых для этого личностных характеристик. Научный подход к обсуждению данных проблем предполагает обращение к работам классиков науки.

К числу таких работ вполне можно отнести творческое наследие немецкого экономиста, социолога, историка культуры Вернера Зомбарта (1863-1941). В указанном контексте представ­ляет интерес работа "Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономи­ческого человека".

         В основе формирования "современного экономического человека" лежит, как считает ученый, определенный хозяйственный дух, представляющий собой "совокупность душев­ных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование". Под ним Зомбарт понимает ин­теллект, ценностные ориентации, которыми определяется поведение хозяйственного челове­ка, черты характера. Страны, профессии и личности могут обладать различным хозяйственным духом, но эпохи в хозяйственной жизни, утверждает автор, различаются по характерной для данного времени внешней структуре хозяйственной жизни и по тому духу, который в ней преобладает, то есть "определяет собою хозяйственные действия большей части хозяйствую­щих субъектов".

         Капиталистический дух развивается из докапиталистического духа. Сущность предпри­нимательского духа Зомбарт связывает с деятельностью предприятий. Если понимать под пред­приятием (в самом широком смысле слова) "всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчинен­ное единой воле", то предпринимательский дух представляет собой "совокупность всех ду­шевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия".

Так как область предприятия так же широка, как вообще поле человеческой деятельности, то и душевные качества, определяющие предпринимательский дух, различаются в зависимос­ти от функций предприятия, его размеров и мощности. Но, указывает ученый, всегда "предпри­ниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: завоевателем - организатором - тор­говцем".

          Быть завоевателем - значит обладать: способностью составлять планы, влечением к их осуществлению и способностью их реализации. Данные требования предполагают наличие у человека определенной меры духовной свободы, духовной энергии, упорства и постоянства в достижении цели.

          Быть организатором - значит быть способным объединять людей для совместной успеш­ной деятельности. Для этого необходимо уметь оценивать людей по их способностям, выби­рать из большой человеческой массы нужных для конкретной цели, создавать оптимально дей­ствующую структуру предприятия.

          Быть торговцем - значит уметь хорошо вести переговоры. В данном случае слово "торго­вец" или "ведущий торг" означает не особую профессиональную деятельность, совершение товарообмена, а функцию, осуществляемую во многих областях предпринимательской деятель­ности; она предполагает способность побуждать собеседника путем приведения своих доводов и опровержения встречных к принятию нужного предложения и совершению (или несоверше­нию) определенного действия.

          В зависимости от форм, способов и видов деятельности ученый выделяет шесть основ­ных "чистых" типов капиталистических предпринимателей: разбойники, феодалы, бюрокра­ты, спекулянты, купцы, ремесленники. Современный капиталистический предприниматель, отмечает он, соединяет в себе различные предпринимательские типы, одновременно являясь разбойником и ловким калькулятором, феодалом и спекулянтом.

          Анализируя характер хозяйственной деятельности развитого капиталистического обще­ства, В. Зомбарт выделяет следующие общие черты современного экономического человека: 1. Ценностные ориентации определяются стремлением к процветанию дела, а следова­тельно, и к накоплению.

2. Характер деятельности не изменился: предприниматель должен завоевывать, организо­вывать, вести переговоры. Последняя функция приобретает особое значение. "Деловые успехи все больше зависят от мощной силы внушения и умелости, с которою заключаются многочис­ленные договоры".

3. Деловые принципы базируются на абсолютной рационализации; направленности на чистое производство благ для обмена; на расширении рекламной деятельности по привлече­нию покупателя; на наличии свободы в стремлении к накоплению и т.д.

4. Личностные характеристики, или, как их называет автор, "мещанские добродетели", не утратили своего значения для определения характера ведения хозяйства, но прежде всего это применительно к крупным предприятиям ­они "вышли из сферы личного проявления воли и сделались составными частями делового механизма. Они перестали быть качествами живых людей и сделались вместо этого объектив­ными принципами ведения хозяйства".

         Такие характеристики, например, как прилежание, бе­режливость, коммерческая благонадежность, становятся неотъемлемым условием ведения ка­питалистического хозяйства.

Формирование модели современного нам "экономического человека", безусловно, не ог­раничивается только анализом одной работы Вернера Зомбарта, а требует комплексного твор­ческого осмысления наследия ученых - обществоведов, экономистов, психологов, социологов, политологов, антропологов, юристов, изучавших механизм человеческого поведения.

4. Экономика и её роль в жизни современного человека.    


            Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначаль­но оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую об­ласть в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хо­зяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и мно­гое другое. В данном случае экономика в широком смысле слова, подразумевается как система общественного произ­водства.

 

4.1. Производство.

         Производство есть процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития экономического человека.

 В любом производстве взаимодействуют рабочая сила и средства производства. Рабочая сила, т. е. способность челове­ка к труду,- это человеческий фактор производства, а средства производства - его вещественный фактор. Средства производст­ва представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся различные продукты) и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Сами по себе, в от­дельности данные факторы - человек, предмет труда и средства труда - ничего не производят. Только их соединение в процессе труда позволяет создавать жизненные блага, т. е. осуществлять производство.

             Между рабочей силой человека,. предметами и средствами труда, которые вместе составляют производительные силы, воз­никает сложная система взаимодействия. Это взаимодействие,  а также способы воздействия человека на предметы труда называются технологией. Слаженность функционирования названных факторов, всех участвующих в процессе труда людей обеспечи­вается организацией производства.

Производительные силы (главная в них, несомненно, человек) выражают отношение общества к природе.

             В процессе производства люди вступают также и в отноше­ния между собой, то есть в производственные отношения. Эти отно­шения тоже представляют собой сложную систему, включающую отношения по поводу средств производства, которые юридически закрепляются как отношения собственности, формы распределе­ния произведенного продукта, его обмена и потребления. Произ­водительные силы и производственные отношения составляют способ производства.

            Производство материальных благ является основой жизни человеческого общества. Оно должно быть непрерывным. Можно представить себе, что произошло бы, если бы прекратилось даже на короткий срок производство электричества, угля, хлеба, тка­ней или бумаги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.