Имеет место идеалистическое понимание истории (ИПИ), основанная на трёх идеях:
1) бытие людей, их жизнь и 2) экономический строй общества; 3) решающей силой истории являются великие личности или вечный разум. Главный аргумент в пользу ИПИ – человеческая деятельность, управляемая мыслью. Второй вопрос применительно к обществу есть вопрос о развитии человеческой сущности. Этот вопрос входит в состав социальной философии, так как нельзя решить вопрос о развитии мира и человеческой сущности вне связи с вопросом о природе мира и человека. Научное решение вопроса о сущности человека и ее развитии возможно лишь с позиций материализма, распространяющегося на общество и обогащенного диалектикой. Перспективы человечества теперь непосредственно зависят от способности осознания им своей универсальной сущности, законов ее развития и организации общественной жизни на планете в целом в соответствии с собственной сущностью.
Разложим все по полочкам согласно представлениям научной философии. Деятельность – в философии – специфический человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят и самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс. Таким образом, деятельность, как целостный процесс, тесно связана с общением. В своей сути деятельность и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Экономика – производственные отношения (производство товаров, услуг, работ), т.е. отношения, возникающие между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения определяют все остальные общественные отношения, являются их базисом. Экономическая деятельность, таким образом, это производство материальных и нематериальных благ, посредством участия человека, организованной группы людей, в особой формы общественных отношениях, построенных по принципу обмена благами, предоставления того или иного блага взамен на услугу, и по иным условиям. Каждый субъект экономической деятельности, участвуя в общественных экономических отношениях, предполагает целью своей деятельности получение выгоды, определенной ниши на рынке и группы потребителей, ориентированных на тот товар (услугу, работу), которые участник экономических отношений производит. Экономическая деятельность может иметь качественное содержание различных форм, направлений, различного масштаба, ориентирована на различные социальные группы потребителей. Экономическая деятельность осуществляется посредством различных форм собственности: АО, ЗАО, Товарищество и т.д.
В процесс организации экономической деятельности не может не входить подбор исполнителей деятельностных функций, а соответственно предприятие, фирма – не беспилотный космический корабль в бескрайнем и одиноком космосе, а микроорганизм в общей среде, той сфере жизнедеятельности, где все основывается на взаимовыгодных связях между субъектами рынка, и корнем экономической деятельности являются человеческие отношения. Соответственно, человеческие отношения, с точки зрения философии и являются основным движителем экономики, рыночных отношений. С позиции социальной философии, важным определяющим фактором являются не только отношения, но и требования, предпочтения потребителей, на которых направлена деятельность предприятия. В этом плане, руководитель предприятия должен учитывать не только информацию по максимально возможной в тех или иных (в том числе ценовых) условиях рынка прибыли, изучение поведения посредников и конкурентов, но и мнения, предпочтения, возможности потребителей. Грамотный руководитель планируя выпуск той или иной продукции, ввод в производство новой ассортиментной линии, должен определить, на какую социальную группу, общность потребителей он рассчитывает. Исходя из этих положений, впоследствии определяется ценовая, маркетинговая, производственная, финансовая и общая стратегическая политика предприятия. Сообразно этому, руководитель предприятия должен видеть социальный статус потребителя, на которого ориентирована выпускаемая им продукция и делать соответствующие выводы и принимать решения. При этом важную роль играют здесь маркетинговые и обычные социальные ходы, которые зависят от социального статуса потребителей продукции (услуг). В том числе, это могут быть ходы: от призыва к благотворительности, к пожертвованиям, проведения благотворительных вечеров, целевых аукционов и вплоть до бесплатной раздачи (с макс. возможной скидкой) производимого товара, организации социальных мероприятий, строительство за счет предприятия домов, государственных и муниципальных социальных учреждений, к примеру – детских домов и др. Все это необходимо для создания на рынке категорически положительного образа предприятия.
Согласно общему видению проблематики общая философия на предприятии и социальная философия в частности, пересекаются с такими научно-прикладными теориями как психология личности, групповая психология, социальное право, философия управления, социология деятельности, управление персоналом. Управление персоналом, как наука здесь является основополагающей ввиду того, что в деятельности организации имеются две стороны, два основных участника процесса функционирования организации. Естественно, это – руководство и персонал. Ввиду того, что на предприятии именно руководство определяет общую внутреннюю экономическую политику деятельности, частью которой является кадровая политика, именно руководство предприятия является потенциальным разработчиком и предварителем в жизнь внутриорганизационной социальной политики. Социальная политика на предприятии, являющаяся составляющей частью политики управления персоналом, должна основываться на принципах социальной философии. Именно поэтому, одним из важнейших путей к развитию предприятия является подготовка (обучение) руководства предприятия принципам ведения социальной политики, и управления персонала в целом, о чем будет упомянуто ниже.
Отметим тот факт, что важность в свете прибыльности и стабильного развития предприятия принципов социальной философии, определяется в менеджменте теорией человеческих отношений. Возможно, ее популярность среди теоретиков и практиков в наше время не так высока, но существенность для предприятия качественного показателя взаимоотношений внутри коллектива и между руководством и персоналом, доказывает, что именно человеческие отношения являются наиважнейшим фактором, оказывающим влияние на направление и уровень развития предприятия.
В рамках внутриорганизационных человеческих отношений, необходимо выделить несколько основных категорий, влияющих на состояние предприятия. Здесь мы обнаружим факторы, как личностные, так и групповые.
Весьма важен и довольно сложен в разрезе внутриорганизационных отношений, и их влияния на развитие организации психологический аспект доверия. Доверие, как психологическое состояние личности, может возникать при слиянии воедино ряда факторов: интересов данного индивидуума, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т.д. Доверие, как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции доверия в поведении индивидуума. Чрезвычайно важно, чтобы новые явления, оказывающие положительное воздействие на социально-экономическое развитие, были с самого начала восприняты положительно, как отдельными индивидуумами, так и социальными группами. Экономическое содержание категории доверия носит наиболее конкретный и прикладной характер. Доверие в экономике можно рассматривать на различных уровнях, в том числе доверие общества, отдельных социальных групп граждан к социально-экономической политике, проводимой государством. В этом смысле повышение уровня доверия в организациях зависит от создания условий для положительного решения ключевых вопросов качества трудовой жизни, под которым понимается определенная совокупность потребностей работника и степень их удовлетворения. Необходимыми источниками доверия работников к руководителям относятся следующие характеристики и оценки:
1. Порядочность – репутация честного и верного своему слову человека;
2. Компетентность – способность к быстрому и правильному принятию решений, содействующих эффективной работе предприятия в условиях рынка, а также обладание специальными знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения обязательств;
3. Справедливость – умение правильно оценить результаты работы и по достоинству вознаградить работников;
4. Честность по отношению, как к своим работникам, так и акционерам компании;
5. Последовательность – надежность, предсказуемость и здравый смысл в различных ситуациях;
6. Лояльность – доброжелательность или готовность защитить, поддержать и подбодрить других;
7. Открытость – психологическая доступность или готовность свободно делиться с другими идеями и информацией.
Доверие работников порождает слаженность в работе коллектива, ускоряет процесс принятия и реализации решений, усиливает конкурентоспособность компании.[1]
Также имеет особый интерес, как для науки организации экономической деятельности, так и для руководителей организаций, такой фактор внутренней среды функционирования предприятия, как организационное поведение. Поведение людей предопределяет их сотрудничество и даже борьбу за ресурсы, статус, самостоятельность и вознаграждение. Противоречия между индивидуумами часто проявляются в отношениях между различными группами внутри организациями. Организационное поведение как специальная область знаний занимается изучением системы этих отношений и того влияния, которое оказывают человек, группа и структура на поведение в организации используется для принятия мер по повышению производительности труда, укреплению дисциплины, сокращению текучести кадров, повышению уровня удовлетворенности работой. Когда речь идет об организационном поведении, имеются в виду те действия, которые можно наблюдать и которые могут быть оценены. Изучение организационного поведения имеет важное практическое применение и предполагает использование закономерностей и положений других поведенческих наук – психологии, социальной психологии, антропологии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12