Рефераты. Шпоры для магистранта БГУ

№36. Биологич пдоход в философской антропологии

Гелен, Арнольд – немецкий философ, один из основателей философской антропологии.

Главное антропологическое исследование – «Человек. Его природа и его положение в мире» (1940) – издавалось тоько при жизни 12 раз. Гелен стасит задачу в своей антропологической концепции: в противовес метафизической спекуляции (размышлению о сущности) дать интегративно-научное описание человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две субстанции – «тело» и «душу». Средствами такого описания должны служить «психически нейтральные» понятия, среди них ключевые – «действие», «сообщество», «культура». Гелен определяет человека в морфологическом аспекте человека как неспециализированное, незавершенное и «биологически недостаточное существо». В отличие от животных, человек живет не в окружающем мире, а в культурной среде, которая для него предстает как «поле неожиданностей». будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать себя. Человек как таковой раскрывает себя в этом, а также – в создании ценностной ориентации в мире. Тем самым природа предопределяет открытось челолвека  миру и его творческую способность к созданию культуры. Гелен относит культуру к коренным условиям существования человека.

Важнейшим культурным средством самосознания человека и регуляции отношений в сообществе Гелен считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием дисциплины понятие морали. Истоиря, общество, социальные институты и нормы предстают в концепции Гелена как формы, восполняющие биологическую недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные устремления.


№53. Структурно-функциональная модель общества

Парсонс, Толкотт − американский социолог. Основная научно-исследовательская задача − построение системной социологической теории.

В ссоей первой книге «Структура социального действия» (1937) утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, состоящий из − актера; целей деятельности; и социальной ситуации. Система действия является структурированным набором единичных актов. Парсонс описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков − «нормы» и элементами «условий». Так, процесс социального действия описывается как «последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности (согласованности) с элементами норм».

В свою очередь социальная система преполагает наличие трех подсистем: 1) личностная система (действующие актеры); 2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); 3) физическое окружение, на котрое общество должно ориентироваться.

В каждой системе существует внутренняя проблема достижения социального порядка или интеграции. Парсонс в связи с этим формирует концепцию систем и подсистем, каждая из котрых отвечает внутренним и внешним функциональным требованиям:

адаптация (к физическому окружению; экономика);

− достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; политика);

интеграция  (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями; социум);

− поддержание образцов, латентность (средства достижения отностельной стабильности; социоализация).

Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптация−цель−интеграция−латентность).

Все подсистемы связаны между собой «средствами обмена» − деньги (A), власть (G), влияние (I), обязательства (L).

Все существующие живые системы, включая системы действия и общества, определяются двумя наборами отношений − отношениями между частями систем и отношения типа «система − окружение»; для анализа обоих типов отношений ключевой является концепция функции.

Согласно теории «социокультурной эволюции общества» Парсонса, человеческое общество развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления и дифференциации с последующей повтроной интеграцией. Фактором, направляющим эволюцию, является способность к адаптации.

Основными характеристиками современного обществаа являются:

1) полная дифференцифция систем в соответствие со схемой AGIL;

2) доминирование в экономике массовго производства, наличие бюрократической организации, − рынок, деньги являются общепризнанным средством обмена;

3) система права − основа социального контроля и координации;

4) наличие социальной стратификации (разных слоев общества), в основе которой лежит критерий успеха;

5) дифференцированная, сложная система взаимосвязей.

 

№54. Модель общества в концеции коммуникативного разума

Хабермас, Юрген (р. 1929)

В 80-е 20 века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии, вбирающей в себя идеи гуманизации и фиксирующей статус интеллигенции в системе общества («новый класс», группа высокообразованных специалистов). В центре концепции уже не технический специалист и не менеджер, но эксперт  специалист-ученый.

Хабермас,  разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает коммуникацию в качестве базового социального процесса.

Центральная проблема современного европейского общества − преодоление неадекватного статуса интеллектуально активной общественности. Причина кроется в позднекапиталистическом проявлении общего кризиса европейской культурной установки на вертикальную (сверху вниз) структуру субъект-объектного отношения. Соответственно и отношение к миру − субъект=объектное («извне деформирующее»). Стратегическое поведение, ориентированное на достижение цели, означает прагматическое (корыстное, с пользой) использование другого в качестве объекта = средства. Хабермас полагает необходимой переориентацию на субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением, − «интеракцию» (не просто как у Мида социальное взаимодействие), глубинную содержательную коммуникацию в личностно значимом плане («коммуникативное поведение»). То есть человек стремится к освобождению от любого насилия, и такой его интерес может быть реализован посредством подлинной «интеракции». «Интеракционное» взаимодействие должно доминировать над «технологическим» (выражающим себя наиболее полно в процедуре овладения внешней  природой).

Структуры социальных институтов современного общества центрированы вокруг технических интересов, в результате чего сфера подлинности реального жизненного мира и система общества оказываются разорванными. Радикальный поворот к свободе − это прежде всего преориентация субъект=объектных отношений на сферу межличностых коммуникаций, принципиально диалогичных, предполагающих понимание. Важнейший момоент − необходимая смена субъект-объектно организованной «научно-технической рациональности» на новую «коммуникативную рциональность, в основе которой лежит субъект-субъектная структура.

В связи с этим развил теорию дискурса. Интеллигенция как класс обладает не только высоким культурным потенциалом, но также и культурой критического дискурса (фр. − речь; сама речь + внеречевые факторы (личность, намерения участников и т.д.)). По Хабермасу, дискурс выступает как вид рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей проговаривание и интерпретацию (толкование) всех важных для участников коммуникации аспектов, это многоуровневый диалог. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания.

Хабермас: именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат в основе современного гражданского общества.


№52. Индустриальное общество как продукт общественной рационализации.

Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и культурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных обществ к «индустриальным», т.е. и сменой господства. Сама же эта трансформация осуществляется через промышленную революцию и связанный с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Это быстрое развитие техники определяет социально-экономическое развитие и динамику общества.

Макс Вебер рассматривает типы легитимного (признанного управляемыми индивидами) господства с точки зрения  типологии социального действия:

1)целе-рациональное действие (цели и средства их достижения сознательно выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех);

2)ценностно-рациональное (осмысленно действие организуется системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха);

3) аффективное (определяемое эмоциональной реакцией);

4) традиционное (определяемое привычкой).

Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в священность существующих властных порядков является привычка к определенному действию, укладу жизни.

В основе легального типа господства (к которому относятся современные западные государства) лежит рациональное действие и мотивом признания власти служит соображение интереса. Для этого типа характерны формально-правовое начало и развитие бюрократии. Западное общество последних трех-четырех столетий, по Веберу, характеризуется коренной рационализацией его основных сфер, охватывающей хозяйственную деятельность, политико-правовые отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального начала отличает современное общество от всех существовавших ранее («традиционных»). Свойственные «традиционным» обществам жесткие социальные «перегородки» в процессе характерной для индустриалльного общества мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни.

№58. Концепция информационного общества

О.Тоффлер – американский социолог, философ-футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества.

В общественном развитии взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера. Решающую роль в волнообразно происходящих цивилизационных изменениях играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера революции определяется сущность соответствующей цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.