Материя – философская категория, служащая для обозначения объективнойт реальности, данной человеку в его ощущениях. Различают метафизическое и диалектическое понимание материи. С т. зрения метафизики материя – это непосредственная чувственная данность, вещественность, которая однозначно фиксируется органами чувств. Быть материальным – значит быть существенным. С т. зрения диалектики материя – это абстракция, при помощи которой отражаются свойства объективных вещей, соществующих в ней независимо от сознания. В этом случае под материей понимается значительно более широкий круг разнообразных явлений, который далеко не всегда могут чувстенно восприниматься.
15. Что такое движение ?
Другой важнейшей антологической категорией является движение. Движение это изменение вообще. Принято различать два понимания движения. Ст. зрения метафизики движение – это внешний атрибут всякого существования. Т.е то или иное тело может двигаться или не двигаться. В этом случае неизменность, устойчивость абсолютны. Движение, изменение относительно. Такое движение сводит последнее к механическому перемещению. С точки зрения диалектики движение – это внутренний атрибут всякого существования. Существовать – значит двигаться, изменяться. В этом случае движение абсолютно, а всякая устойчивость относительна. Само движение предстает как внутренне взаимнае противоположность сторон, характерезующих содержание данного предмета.
16. Что такое пространство и время ?
Важной антологической категорией является пространство и время – всеобщие формы существования материи. Существование в прострвннстве означает существование одного рядом с другим, в существование во времени означает существование одного после другого. С т. зрения метафизики пространство и время существуют наряду с другими телами. Пространиство подобно ящику, в котором находятся все тла, а время подобно потоку, который увлекает своим течением все сущее. С т. зрения диалектики, пространство и время – это свойства движущихся тел. Их свойства определяются состоянием этих тел. Наиболее полное понимание пространства и времени нашло свое выражение в теории относительности Эйнштейна, в которой пространственные размеры зависят от скоротси движения соттветствующих тел. Т.о материалистическое понимание бытия приводит к принципу материального единства, согласно которому в мире нет ничего, кроме движушейся материи, котороая движется в пространстве и во времени. Иначе, любой материальный объект характеризуется пространственно-временной определенностью, тюе пространственной локализацией и временной длительностью.
17. Что такое сознание ?
Если отождествлять бытие с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание – духовная субстанция, определяющая мир вещей. Такое понимание бытия характерно для философского идеализма, для которого сознание становится определяющей антологической категорией, не выводимой из других категорий.
С точки зрения материализма сознание прежде всего предстает как сознание человека, а потому раскрыть духовность – это значит понять и исследовать внутренний мир человека. С точки зрения материализма, сознание – это специфическая форма отражения, взаимодействия, движения. В самом деле любое движение можно рассматривать как взаимное отражение действующих тел. В неживой природе такое отражение проявляется через механическое или физическое взаимодействие. Любая химическая реакция – это тоже процесс взаимного отражения. В живой природе отражение становится способом выживания индивидуального организма, и чем выше биологическая организация, тем более эффективно это отражение. Для высших животных отражение выступает в виде 1-й сигнальной системы, т.е совокупностей условных и безусловных рефлексов. Человеку присуща еще и 2-я сигнальная система – совокупность реакций. Именно эта система становится основой сознания, резко увеличивая жизнеспособность организма.
18. Что такое мышление и язык ?
Всеобщими формами существования сознания выступают мышление и язык. Мышление – процесс отражения внешних воздействий при помощи идеальных компонентов – понятий, суждений, умозаключений. Понятия – логические формы мыслей, при помощи которых предметы мыслятся в их существенных свойствах. Любое понятие всегда выражается словом или группой слов, поэтому любое мышление всегда словесно. Как нет мышления без языка, так нет и языка без мышления. Т.о мышление человека выступает как своеобразная форма отражения. На вопрос о происхождении языка дает ответ теория антропогинеза, согласно которой порядка миллиона лет назад жили существа, которые вели стадный образ жизни и отличались всеядностью, которые в своей биологической эволюции привели к появлению приматов, высших приматов, антропоидов и человека. Основными этапами становления человека были? Прямохожденин, употребление обработанной пищи и возникновение языка, как формы общения друг с другом. Благодаря этому биологическая эволюция уступила социальной.
19. Что такое процесс познания ?
Вопрос познания входит в раздел философского знания, называемого гноссиологией – раздел, в котором рассматриваются вопросы, связанные с природой знания, характера его получения, а также критериями истинного и ложного знания. Основным в гноссиологии является знание, которое представляет из себя единство субъективной и объективной реальности («знание – это объективная субъективность или субъективная объективность»). Знание получается в результате познавательного процесса, т.е взаимодействия субъекта и объекта познания. Под субъектом понимается человек, а под объектом – в зависимости от той или иной мировоззренческой позиции. С точки зрения материализма – внешний мир – объективная реальность – мир вещей, который отражается про помощи чувств. С точки зрения идеализма объектом познания выступает некая идеальная субстанция(понятия, идеи), которые находится в мире идей и о которых можно получить знания в процессе мышления.
=> процесс познания понимается по-разному – либо как чувственное отражение, либо как рациональное отражение.
20. Чувственное познание
Чувственное познание – это отражение фактов при помощи форм чувственного познания:
1. Ощущения – это субъективный образ объективного мира, это процесс превращения энергии внешнего раздражения в мысли. Ощущения всегда субъективны и носят дифференцированный характер, обусловленный дифференцированием различных органов чувств.
2. Восприятие – это комплекс ощущений. Человек имеет дело с восприятиями, благодаря которым становится возможным его взаимодействие с окружающим миром.
3. Представление – это восприятия, закрепленные в памяти. Они существуют и тогда, когда нет воспринимаемых предметов. Представления лежат в основе фантазии и становятся предпосылкой для логического мышления
Т.о чувственное познание представляет из себя взаимодействие индивидуального субъекта с миром вещей.
Сенсуализм – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей непосредственно про помощи органов чувств, а эмпиризм – это тоже чувственное восприятие, но не напрямую, а опосредованно, например при помощи всевозможных приборов (температура и термометр). Т.о эмпиризм несет больше информации, чем сенсуализм.
21. Рациональное познание
Рациональное познание – это опосредованное взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется при помощи понятий, суждений и умозаключений.
Понятие – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой предметы мыслятся в их существенных свойствах. Всякое понятие всегда выражается словом или группой слов.
Суждение – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой что-либо утверждается или отрицается о чем либо. Во всяком суждении различают (S) – предмет мысли и (P) – предмет суждения – то, что говорится о субъекте. С точки зрения логики всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь.
Умозаключение – такая логическая форма мыслей, когда из нескольких суждений строится новое, которое несет новое знание (снег, низкая температура => зима). Последнее называется выведенным и как правело лишено чувственной достоверности. Принято выделять следующие виды умозаключений: дедуктивный – когда ход мыслей направлен от общих положений к частным, и индуктивный – когда ход мыслей направлен к частным положениям. То обстоятельство, что логическое познание связано с языком означает, что выводное знание – это знание, которое приобретается индивидуумом через взаимодействие с другими индивидуумами посредством языка. Это расширяет то знание, которое получено в личном опыте.
Рационализм – размышления, логическое построение, иррационализм – интуиция.
22. Что такое агностицизм ?
23. Что такое истинное знание ?
Обычно истину определяют как соответствия знания объекту. Истина – это адекватная информация о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Т.о истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.
24. Критерии истинного знания
Важным вопросом гноссиологии является проблема различения истинного и ложного знания. Если процесс познания сводится лишь к чувственному отражению, то критерием истины выступает чувственная достоверность того, что воспринимается и того и что мыслится. Если познание сводится к логическому отражению, то истинным будет знание, которое логически непротиворечиво. Однако указанные критерии истинного знания ограничены.
В середине 19 века стало ясно, что критерием истинного знания может выступать практика, которая включает в себя и чувственное и логическое познание. Практика – это чувственно -предметная деятельность людей, их взаимодействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль: во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию материал, подлежащий теоретической обработке, во-вторых, практика является сферой приложения знаний, в-третьих, практика служит критерием истинности знания. Основными видами практической деятельности являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4