Рефераты. Шпаргалки по философии

Шпаргалки по философии

1.  Предмет философии

Термин «философия» - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.

В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.

Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям, к самому себе.

Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.

Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных форм духовности: философия, мифология, религия.

2.        Основные разделы философского знания

Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания:

Антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира. Мыслители выдвигали разнообразные точки зрения, определяя тем самым развитие философии от 7 до 15 в до н. Э

Гноссиологии – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий. Наиболее полно этот раздел философии разрабатывался в 16-17 вв.

Методология -  раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

Т.о философия определяется тремя разделами.

3.              Основной вопрос философии

То обстоятельство, что философия связана с мышлением, делает его своеобразным «царством мысли», и для которого весьма важным оказывается соотношение субъективного и объективного, идеального и материального, духовного и природного содержания, иначе соотнесимость мышления и бытия. Указанная соотнесимость получила название «основного вопроса философии». Если философская проблематика рассматривается с точки зрения первичности мышления и вторичности бытия, то имеет место философский идеализм. Если философская проблематика рассматривается с точки зрения первичности бытия и вторичности материи, то имеет место философский материализм.

Т.о в развитии философского знания имеют место 2 направления: материализм и идеализм.

4. Древнегреческая философия

Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг  с другом, и эта активная социально - экономическая теория стала предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно - мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие:

1.   Милесская (Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр). Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса – огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню – то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности (темное-светлое).

2.   Элейская (Парменид, Ксенофон, Зенон). Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета («Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же»). Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач – апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным (черепаха и Ахиллес).

3.   Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры.

Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы


Сократ первый сделал проблему человека центральной для философии. Если его предшественники пытались понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот – «познай самого себя». По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство.

Учеником Сократа был Платон. Он являлся создателем философский системы объективного идеализма. По его мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека – это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей.

Учеником Платона был Аристотель. Развивая идеи Платона, Аристотель создал иную картину мира, согласно которой всякая вещь хар-ся материей (веществом) и активным началом (формой). Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения.

Т.о античная философия рассм. проблемы человека в единстве с окружающим миром (космосом), поэтому она и названа философией космоцентризма.

5. Философия эпохи средневековья

Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство – монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, «Иисуса Христа». Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог ? Принято выделять две точки зрения:

1.   Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский

2.   Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.

Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в кот. были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика).

Но несмотря на религиозную мистику, «время мракобесия», философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.

6. Философия эпохи Возрождения

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания , воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

1.   Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2.   Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.