Рефераты. Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Термин “Б” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять гипноз. Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы. Бессозн влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Он предста­вил бессозн как могущественную силу, которая проти­востоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой  «Оно» находится за пределами сознания. В нем сосредото­чены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера. Затем следует слой сознательного — это «Я» человека. Верхний пласт человеческого духа«Сверх-Я»  это идеалы и нормы общества. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между «Оно» и «Сверх-Я». Именно сфе­ра «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и на­слаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек  это прежде всего суще­ство, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).Среди бессознательных влечений имеется и врож­денная склонность к разрушению и агрессии.

Язык .  Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением другого предмета. Аспекты языка: Синтаксический аспект составляет многообразие отношений знаков к др знакам, а также правила образования одних знаков из других при полном отвлечении от того что они обозначают. Семантический аспект составляет совокупность отношений знаков к объектам неязыковой действительности . Прагматический аспект включает в себя эмоционально психологические факторы в процессе употребления языка как средства общения.

10. Человек как объект философского осмысления.

Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия.     Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности,  в том,  чтобы принять страдание и смерть,  но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую  особь.    Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке. Современная западная фил.антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеч. личности, ее творческих возможностей, смысл существования.

 Природное и социальное в человеке.Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Например, Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического и политического. Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.  Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?    В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми. Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека. Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

11. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.

Индивид  – неделимый, единый, - человек как часть коллектива. В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано  действовать, реализуя свою сущность.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность;”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность  изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему  соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания.

 Вопрос о отношениях свободы извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Каждое действие чел есть  свобода. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.


12.Основные этапы и формы процесса познания.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие являются рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом. Чувства и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные – например почему возникло данное явление. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет процедуру объяснения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.