Рефераты. Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия.

Философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни, перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь. Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, - бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела. В христианстве смерть характеризуется как недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти. Проблема смерти по-своему решалась в философии известного голландского философа - Спинозы. Он считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти. Мудрость человека, по мнению Спинозы, “состоит в размышлении не о смерти, а о жизни”. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом. Проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. Задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

7.Закон, устойчивое, по­вторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами,свойствами вещей, а также меж­ду свойствами внутри вещи. Существуют 3. функцио­нирования, выражающие существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями .В системе объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. Диалектич. материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей. 3. могут быть менее общими, действующими в огранич. области ; более общими, универсальными , к-рые исследуются философией. На основании познания 3. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в прак­тику. Посредством познанных 3. оказывается возмож­ным управление как природными, так и социальными процессами.

Закономерность - объективно существующая, по­вторяющаяся, связь явлений , жизни или этапов историч. процесса, характеризующая поступат. развитие истории. В домарксистской филосо­фии и социологии отд. мыслители приходили к идее закономерного характера историч. процесса . Науч. решение вопроса о 3. было дано впервые Марксом и Энгельсом с позиций материалистич. пони­мания истории. Выделение производств, отношений как первичных и материальных позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. т. е. законы определяют осн. линию разви­тия общества, не охватывая и не предопределяя множе­ства случайностей и отклонений; Поэтому в истории имеют место как динамич., так и статистич. закономерности. Открытие 3. позволило представить развитие об­щества как естеств.-историч. процесс.

Детерминизм - филос. учение об объективной закономерной взаимо­связи явлений материально­го и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности,т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порож­дает,другое явление (следствие).

Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объек­тивно существующих форм взаимосвязи явлений, мно­гие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имею­щих непосредственно причинного характера, т. е. пря­мо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Недостатком домарк­систского Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводи­лась за пределы Д. Преж­ний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания.

Ядром марксистской концепции социального Д. яв­ляется признание закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее . Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопреде­ляют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ, жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во мно­гом зависит от сознательной деятельности людей. Д.  не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность, человека к выбору мотивов и целей деятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности.  Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием пости­жения истины.

Индетерминизм- филос. учение , к-рое отрицает либо объек­тивность причинной связи , либо познават. ценность причинного объяснения в науке .И. и детерминизм выступают как противостоящие кон­цепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за со­вершённые поступки. И. трактует волю как автоном­ную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения. Марксизм исходит из того, что детерминизм  дает почву для разумного действования .

Проблема И. и детерминизма стала особенно актуаль­ной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкова­ния осн. законов квантовой теории в духе И.  Диалектич. материализм, отвергая И., в то же вре­мя показывает недостаточность прежних механистич. представления о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и обществ, наук формирует новое обоб­щённое представление о детерминизме.

Волюнтаризм- направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю. Элементы В. имелись уже в философии Августина видевшего в воле основу всех др. духовных процессов . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Копта о практрт разуме: хотя существование свободной воли нельзя по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть практнч. разум требует постулировать свободу воли ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Фихте видел в воле основу личности а в волевой деятельности «Я» — абс. тнорч. принцип бытия, источник духовного самонарождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта и Шеллинга) является разумной, по своей природе, источником осуществления нранств. начала. В противоположность этому у Шопенгауэра В. впервые оформляется как самостоят.  направление, даёт  трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира.

Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое со­бытие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключаю­щего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа : Мифологич. Ф . , теологич. Ф. , рационалистич. Ф. Первый тип Ф. повсеместно рас­пространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи, подвергается переосмыслению. Теологич. Ф., согласно к-рому бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасе­нию», а других — «к погибели», получил особенно пос-ледоват. выражение в исламе , в нек-рых христ. ересях средневековья . Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма . Поздний и философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.— представление о роковом пре­допределении человека к преступному поведению его наследств, биологич. конституцией . Отвергая любые формы Ф., марк­сизм противопоставляет им учение о диалектике необ­ходимости и случайности, о свободе и необходимости в обществ.-историч. процессе.

9.Сознание. Бессознательное.

С вопросами биологического и социального, сущности и cушествования тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведении само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. («мыслю следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но, начиная с Нового времени, философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в отражении действительности. Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.