Лао-Цзы (вторая половина VI- первая половина V в. до н.э. )
Главное – учение о законе, которому подчиняется небо и земля (дао). Дао – начало всего существующего. Оно бестелесно, лишено формы, о в применении неисчерпаемо. Дао рождает единое, единое рождает два начала – Ин(ь) и Ян(ь). Ин – пассивное, темное, женское начало. ЯН – активное, светлое, мужское начало. Принцип парности – на нем строится любое развитие, построение. (Пример - добро/зло, сложение/ вычитание и др. действия в математике). Ин и Ян порождают третье начало, а оно порождает все сущее. Все сущее содержит в себе Ин и Ян.
Выдвинул требование недеяния: «Следуй естественности». Нужно преодолеть в себе страсти. В этом мудрость.
Много внимания уделяется поведению человека, размышлениям о хорошем и плохом правлении. "Лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Хуже те, которых народ любит. Еще хуже – которых народ боится. А самый худший – которых народ презирает."
Конфуций – (551- 479 г.г. до н.э.) (Кун Фу-цзи).
Конфуций занимался упорядочением и комментариями "Книги перемен". Его собственные суждения собраны в отдельной книге бесед и суждений о мире, государстве и человеке.. Конфуций создал принцип исправления имен (если человек когда-то принадлежал к аристократии, он должен принадлежать к ней и сейчас). Принцип "жень" - "чего не желаешь себе, того не делай и другим". Разработка ритуала – правил регулирования отношений между государством и обществом, отдельными родами, отдельными индивидами и т.п.
Конфуций стремился создать этико-правовую систему, нормировать все отношения: Как вести государственные дела? К.: необходимость продовольствия, военное снаряжение, доверие людей правителю и его близким; От чего можно отказаться в сложной ситуации? Сначала – военное снаряжение, потом продовольствие.
Конфуцианство – обезбоженная религия. Знание о природе – на втором плане. Главное – человек.
Б. Рассел: Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем возникновение цивилизации в Греции. Греки изобрели науку и философию.
В греческой культуре определенно преодолевается момент синкретизма, происходит расчленение, и принцип рациональности используется во всей его мощи (как принцип объяснительный). Мифология существует наряду с философией, но ей уже отводится определенное место. Миф – не опровергаем, его можно принять или не принять. Рациональность приводит к появлению истины, доказываемой или опровергаемой, причем без ссылки на авторитеты. Греки вводят размышления в форме диалога. Это не только диалог между людьми, но и диалог внутри человека (вся европейская философия – диалогична – опять принцип парности).
Мы знаем, что существовала критская (минойская цивилизация, занимавшая часть материковой Греции). Она была разрушена варварами (ахейцы, минойцы, …). После завоевания было время смут ("Илиада" и "Одиссея"). И вдруг к VII в. до н.э. появляется эллинская цивилизация.
Особенности греческой мифологии.
1. Греческие боги телесны. Они не творцы, а управители. Они тоже сотворены: сначало хаос, потом Гея, а дальше – саморазвитие.
2. Греческая мифология – авторизована (Гомер и Гесиод).
Особенности греческой философии – в особенностях греческой мифологии.
1. Если две другие философии возникли из толков, комментариев мифологии, то в Греции философия возникает как альтернатива мифологии. Греки стали обсуждать мифологию.
2. Греческая философия имеет авторов. Философская система - это продукт определенной личности.
3. Греки первые заговорили о космосе и порядке в космосе. Они дали миру слово «закон» («логос» - слово). Оказывается, космос упорядочен по определенным законам. Греки стали искать в телесном мире телесное начало. (Пифагор - инородная философия. Его школа была не только математической, но и этическо-религиозной. Сам Пифагор в молодости был орфиком.)
1) полисное устройство;
2) математика.
Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):
· здесь главным объектом является природа;
· философия еще не отделена от науки; это форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного устройства и пользуется методом математики.
· Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось).
· Милетская школа (Ионическая): Фалес; Анаксимандр; Анаксимен.
· Гераклит Эфесский.
· Другие школы возникли на берегах Италии:
· Пифагор и Пифагорейский союз.
· Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон)
3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон).
(а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.
1. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).
2. Особенности греческой мифологии (см. выше).
3. Полисное устройство (демократия, законы Þ свобода творческого мышления)
Греки многое заимствовали у соседей (например, алфавит). Заимствовали они и математику, но коренным образом ее преобразовали. Вся предшествующая математика была:
1) сугубо практической (для решения конкретных задач, например, геометрия - измерение земли);
2) арифметика и геометрия были неразделимы (вычисления сопровождались чертежом).
Древние греки отделили математику от практики, она стала родом интеллектуальной игры. Математика у древних греков распалась на арифметику (целых, дробных, но не рациональных чисел) и геометрию. Геометрические фигуры у древних греков оказались отделенными от материи. Оказалось, что важен не сам чертеж, а тот объект, который мы отражаем с помощью чертежа. Греки открыли среду умопостигаемых объектов (которые не подчинены рождению, существованию и исчезновению). Эти объекты понимаются как вневременные и внепространственные. (Это объекты ума, находящиеся вне области чувств).
(б) Фалес
Фалес из Милета (625-547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном, политический деятель. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал, свои знания старался применить на практике. Автор многих технический усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте. Он открыл и дедуктивно доказал соотношение между углами треугольника. Появляется дедуктивный метод - способность рассуждать строго рационально.
(в) Пифагор)
Пифагор Самосский (576-? до н.э.). Основал школу - закрытая школа для учения. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». П. сформировал новое понимание смысла и цели математического знания, иное понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся, поэтому, постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через нее надеются понять сущность мироздания. Пифагорейцы обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия).
Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.
Они не знают нуля, т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных и иррациональных чисел).
Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.
Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию.
4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Греческая философия возникает как альтернатива мифологии. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).
1. Главным объектом является природа;
2. Философия еще не отделена от науки; это форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного устройства и пользуется методом математики.
3. Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось).
Досократические философские школы:
1. Милетская школа (Ионическая): 1) Фалес; 2) Анаксимандр; 3) Анаксимен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14