Рефераты. Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Гегель (1770-1836). Его заслуга и ограниченность заключается в том, что он усилил коперниканский переворот Канта и довел его до абсурда. Гегель: сажает дерево свободы во время Французской революции; приветствует шествие Наполеона по Европе; превращается в официального философа Прусской монархии.


Три загадки. Что есть и откуда:

1.      Природа

2.      Жизнь

3.      Культура


Началом всего сущего является некоторая абсолютная идея, обезличенная наука, мировой разум, мировой дух, саморазвивающаяся рациональность, не имеющая предпосылок. Она соединяет субстанцию и самосознание. Гегелевская абсолютная идея отличается от платоновской тем, что она находится в самодвижении, двигаясь от абстрактного к конкретному. Абсолютная идея реализуется людьми, начиная с определенного этапа, но лишь постольку, поскольку они удовлетворяют требованиям культуры, истории и т.п. Гегелевская абсолютная идея иногда считается неким воплощением христианских идей.


Основной итог гегелевской философии: нужно подходить ко всему с точки зрения развития, диалектики. Диалектический подход Гегеля - это рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.


Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1.      Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2.      Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.

3.      Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия духа.


Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1.      Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.

2.      Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла - антитезис.

3.      Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам синтезис становится тезисом и т.д.


тезис ® антитезис ® синтезис

"в себе" ® "для себя" ® "в себе и для себя"


Гегелевская философская система выделяет триады:

1.      Бытие (чувств. созерцание) ® Сущность (оформление в слове) ® Понятие

2.      Качество ® Количество ® Мера

3.      Понятие ® Субъективное понятие ® Понятие, реализующееся в объектах

4.      Субъективный дух (индивида) ® Объективный дух ® Абсолютный дух ( это стадии развития абсолюта)

5.      Искусство ® Религия ® Философия


Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили этот термин через Маркса.


Три закона диалектики:

1.      Перехода количества в качество.

2.      Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3.      Единства и борьбы противоположностей.


Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История - процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.


4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1.      Восточный мир – свободен один деспот

2.      Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной индивидуальности»

3.      Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4.      Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.


В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и следует ему.


С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1.      Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент развертывания этой тотальности.

2.      Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3.      Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового, а только заимствуют.

4.      Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа. Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс: за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема экологии).



29) Антропологический материализм Фейербаха.


Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства" (историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842), "Основные положения философии будущего".


Откуда взялось христианство?

1.      Народ породил Христа

2.      Появилась особая личность, наделенная харизмой.


Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке (христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека. Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля - с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности быть всемогущим человек реализует в Боге.


Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я«Бог«Ты перейти к Я«Ты.


Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм: проблема существования человека – единственный, универсальный и высший предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией. "Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и труда.


Человек обладает:

1.      Способностью мыслить;

2.      Способностью любить и ненавидеть;

3.      Способностью действовать.


Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.

 Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".



30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.


Основные принципы марксистской философии

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм. Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума. Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой действительности. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой.


Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике.


Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных отношений.


Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

1.      Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.

2.      Производственные отношения. Различаются производственно-экономические отношения (собственность) и производственно-технологические отношения. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.