Рефераты. Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Бул...

        БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независи­мо от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется термин „общественное Б.". Рассма­тривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалекти­ческий материализм отвергает идеалис­тическое представление о Б. как суще­ствующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попыт­ки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. Следует отличать  от реальности, существования, действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.



В



ВЕХОВСТВО - одно из характер­ных идеологических течений в России, политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране демократического и пролетар­ского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, озна­чающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолют­ной. Однако в процессе познания че­ловек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержа­щими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длитель­ность времени существования мира, обусловленная  несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее суб­станциальностью, материальным един­ством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходя­щим во времени. В. не сводится к не­ограниченному однородному сущест­вованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной после­довательности   круговоротов,   она включает в себя постоянные качествен­ные превращения материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятель­ное существование. Одна В. от др. отли­чается своей качественной определен­ностью (Качество). Важной гносеоло­гической и специально-научной пробле­мой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, озна­чающие: первый - вещи как они су­ществуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность со­здавать новые чувственные или мыс­лительные образы в человеческом со­знании на основе преобразования по­дученных от действительности впечат­лений. В. возникает в трудовой дея­тельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и пло­дотворной.

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействую­щих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие не­прерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительны­ми и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется по­средством изменения качества или ин­тенсивности ощущений).




Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт по­литической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социаль­ной структуры: в классово антагонис­тических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социаль­ных противников. пис дс^-лхплслил.



Д


ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о наи­более общих законах развития приро­ды, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этиче­ские категории, в к-рых выражается нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также обществен­ных явлений с определенных классо­вых позиций. Под Д. понимается то, что об-во (данный класс) считает нравственным, достойным подража­ния. 3. имеет противоположное значе­ние: безнравственное, достойное осуж­дения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мне­ние, учение, решение) — способ мыш­ления, оперирующий неизменными по­нятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнори­рующий принцип творческого развития и конкретности истины.



Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое веро­учение) - различные отклонения от официального вероучения к.-л. рели­гии, оппозиционные или враждебные ему.



Ж

ЖИЗНЬ — форма движения мате­рии, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реа­лизуется в индивидуальных биологиче­ских организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).



И

ИДЕАЛИЗМ - философское направ­ление, противоположное материализму в решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, не­материального, и вторичности матери­ального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его бо­гом. И. рассматривает сознание в отры­ве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агно­стицизму..

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность об­щественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социаль­ную действительность с т. эр. интересов определенных классов, разрабатывают­ся, как правило, идейными представи­телями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобра­зование существующих общественных отношений. В сфере И. различные об­щественные классы осознают свои ко­ренные интересы, место в об-ве, отно­шение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы сво­ей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствую­щего класса, к-рый держит в своих ру­ках средства материального и духовно­го производства.

ИНДУИЗМ - совокупность рели­гиозных представлений, обычаев, куль­товой обрядности и социально-быто­вых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. рели­гии - брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее почитаемым И. божест­вам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (храни­тель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).

ИСТИНА - верное, правильное от­ражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыс­лям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.


К

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — фор­мы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и сущест­венные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи­ анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. Догматические особенности К.: при­знание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Хрис­та, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовен­ства (целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. – Ватикан.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представи­тели - Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализ­ма {Реализм средневековый), отрицали реальное существование общего неза­висимо от отдельных вещей, но в от­личие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство проверки того или иного ут­верждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является обще­ственная практика.


Л

ЛОГИКА   НАУЧНОГО  ПОЗНА­НИЯ - философская дисциплина, целью к-рой является применение идей, мето­дов и аппарата современной логики к научному познанию. Л. н. п. изучает ло­гическую структуру научных теорий, их компонентов (определений, классифи­каций, понятий, законов и т. п.), уста­навливает логические связи между эти­ми компонентами, рассматривает воп­рос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.

ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как символической или математической ло- гики было закреплено на философском конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.

М

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философ­ское направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихий­ную уверенность всех людей в объек­тивном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углуб­ление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первич­ность материального и вторичность ду­ховного, идеального, что означает из­вечность, несотворенность мира, беско­нечность его во времени и пространст­ве. Считая сознание продуктом мате­рии, М. рассматривает его как отраже­ние внешнего мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ   -   система принципов, взглядов, ценностей, идеа­лов и убеждений, определяющих на­правление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в целом. М. складывается из элемен­тов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания;  большую роль в нем играют философские, на­учные, политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в ок­ружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука рацио­нализирует отношение человека к дей­ствительности, избавляя его от пред­рассудков и заблуждений.

МОНАДА  (греч. monas - едини­ца) - философский термин, означаю­щий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпре­тируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М. (математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского  - единое начало бытия, являюще­гося одухотворенной материей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.