В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и «Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б. много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских) храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью, о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или «сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В последние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак горла), перенес две операции, но продолжал активно работать, хотя это стоило ему больших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записывал и раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг. Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ, историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе. Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович, шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька, православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В 1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором университета.
Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н. Трубецкого.
Исследование традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии станет главным историко-философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм, прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются источниками и его собственных философских построений. Другим таким источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами церковного обновления в России.
В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление», в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П. Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др., противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым; последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.
В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. — в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства «Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода, посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э. стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию, сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации философских взглядов Э. способствует полемика с авторами неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.
В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает свое понимание специфики отечественной философии; наиболее значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму, схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно-христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и «логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.
Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую — «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир» Данте. Откликами на события первой мировой войны являются многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест. Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915). Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом Московского психологического общества. Он собирается работать над книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .
Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:
1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки;
2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus -сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика исключительно продуктов мышления(Абстракция).
АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения.
АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины; противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.
АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.
БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм религии.
БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана.
БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9