Обращаясь к изучению философских построений Карсавина, скажем прежде всего о том, что, кроме влияния Соловьева, у него несомненно сказалось влияние старых славянофилов. Будучи историком религиозной жизни Западной Европы, Карсавин не только не увлекся этой богатой историей, но, наоборот, подобно славянофилам, сильнее оттолкнулся от Запада. Единственно кто привлек к себе симпатии Карсавина, это Дж. Бруно, которому Карсавин посвятил большую работу.
Без обоснования в вере философия обрекает себя на то, чтобы быть «знанием гипотетическим»; поэтому, желая оставаться философским (научным), философское знание обязано служить богословию. Богословие стихия свободного познавательного искания; исходя из него, философия не может стать несвободной.
Русской интеллигенции Л. Карсавин ставит в упрек то, что она далека от православия. «Н. А. Бердяев высоко оценивает русскую религиозную интеллигенцию предреволюционной эпохи. Мы считаем нужным различать и не можем по разуму и совести высоко поставить эстетически_религиозное упадочничество, латинство и софианство. Потому, если Н. А. Бердяев верит, что блудный сын (интеллигенция) «возвращается в Церковь… и будет в ней играть преобладающую роль», мы боимся, что этот сын в ней не будет»[21]. Евразийство исходит из понимания православия как единственной непорочной Церкви, рядом с которою католичество и протестантство определяются как разные степени еретических уклонов, искажающие их своеобразные задания.
И. А. Ильин - сторонник традиционных духовных ценностей, выступал оппонентом по отношению к более свободно относившимся к православию мыслителям.
Ильин полагал, что основы русского национального характера строились и будут строиться в будущем исключительно на традиционной православно-христианской основе. Как и Федотов, он утверждал, что кризис русской культуры в XX веке глубже кризиса в сфере отечественной экономики и политики, поскольку затрагивает фундаментальные основы нашей духовности. Вместе с тем он с поразительным оптимизмом заявлял: «Я глубоко и непоколебимо верую, что русский народ справится с этим кризисом, восстановит и возродит свои духовные силы и возобновит свою славную национальную историю»[22].
После высылки из СССР в 1922 году Ильин становится одним из теоретиков белого движения, об идейных основах которого в нашей стране до сих пор имеется смутное и расплывчатое представление. Было бы ошибкой думать, что неприятие социалистических преобразований мыслителями русского зарубежья сводилось лишь к военному «отбрасыванию коммунизма» и к реставрации старого режима. Сразу после окончания гражданской войны Ильин призвал осознать ее «гибельность и безумие» и сделать все, чтобы она не повторилась в будущем: чтобы впредь ни «капли крови» не проливалось для преодоления идейных, имущественных и любых других междоусобиц. Ильин высказывался против деструктивных методов реализации русской идеи. Его пафос был направлен на защиту конструктивной работы по возрождению религии, просвещения, правопорядка, хозяйства, семьи и быта. Он призывал к такому порядку вещей, при котором «идет отрезвление и оздоровление: выдыхается ненависть и истощается зависть; в душах пробуждается патриотизм и гражданственность»[23].
В лекциях «Об интеллигенции» (1927), «Духовный кризис русской интеллигенции» (1934) показана негативная сущность прозападной и либерально мыслящей русской интеллигенции и попытка её духовного вразумления. В чём же причина разрушения, которое произвела интеллигенция в России? На этот вопрос русский философ отвечает следующим образом: «…Но русская интеллигенция не знает меры ни в чём; две крайности – самопревознесение и самоуничтожение: (то мессианство, соль земли, вожди мира – то ничтожество, бессилие и чуть ли не самоубийство). Пока русская интеллигенция не найдёт эту верную середину духовного самоутверждения, до тех пор она не будет в состоянии исполнить своё назначение и служить Родине, пребывая на высоте».
Иван Александрович, далее делает следующий вывод, к которому нам необходимо обратиться сегодня: «Будет это – будет великая Россия. Не будет этого – будет повторение старого: волки будут перегрызать или изгонять пастухов, пробиваясь к овцам в овечьей шкуре и прививая овцам волчьи инстинкты и волчьи замашки».
В лекции «Духовный кризис русской интеллигенции» была более чётко выражена причина деградации нашей интеллигенции: это подражание Западу и преклонение перед ним. Ильин отмечает следующее: «Этот кризис назревал давно; он зародился ещё в начале XIX века, когда якобинская революция во Франции подготовила некие идеологические семена, а великая европейская война с Наполеоном разбросала их по всей Европе и по России; когда русская интеллигенция в общении с Европой надышалась воздухом Руссо и Вольтера, Байрона и Парни – с тем, чтобы, восприняв их заряд, пойти затем на выручку к левым гегельянцам, к Гюго и Луи Блану, к Лассалю, Марксу и Энгельсу. …А мы подражали и идолопоклонствовали до тех пор, пока одну половину нашу не вырезали, а другую не заставили плясать вокруг золотого тельца коммунизма...»[24].
В России грядет всеобщая национальная судорога, которая, по мнению Ильина, будет стихийно мстительной и жестокой. Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут «работать» на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи». Чтобы преодолеть эту национальную судорогу, русские национально мыслящие люди должны быть готовы генерировать эту идею применительно к новым условиям. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного лада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах - и прошлого, и будущего, она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость.
Главное - воспитание в русском народе национального духовного характера. Из-за его недостатка в интеллигенции и массах Россия рухнула от революции. Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой.
Правильные пути, ведущие к национальному возрождению России, по Ильину, следующие: вера в Бога; историческая преемственность; монархическое правосознание; духовный национализм; российская государственность; частная собственность; новый управляющий слой; новый русский духовный характер и духовная культура.
В своей статье «Основная задача грядущей России» Ильин писал, что после прекращения коммунистической революции основная задача русского национального спасения и строительства будет состоять в выделении кверху лучших людей, - людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости, сверхклассового единения. Этот новый ведущий слой - новая русская национальная интеллигенция должна будет прежде всего осмыслить заложенный в русском историческом прошлом «разум истории», который Ильин определяет следующим образом:
§ ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По своему составу он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных - дорогу честности, уму и таланту.
§ принадлежность к ведущему слою - начиная от министра и кончая мировым судьею, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности. Ранг в жизни необходим, неизбежен. Он обосновывается качеством и покрывается трудом и ответственностью. Рангу должна соответствовать строгость к себе у того, кто выше, и почтительность у того, кто ниже. Только этим верным чувством ранга воссоздадим Россию.
§ новая русская элита должна крепить авторитет государственной власти. Новый русский отбор призван укоренить авторитет государства на совсем иных, благородных и правовых основаниях: на основе религиозного созерцания и уважения к духовной свободе; на основе братского правосознания и патриотического чувства; на основе достоинства власти, ее силы и всеобщего доверия к ней.
§ указанные требования и условия предполагают и еще одно требование: новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Безыдейная интеллигенция не нужна народу и государству и не может вести его. Но прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революции и войн. Нужна новая идея - религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию. Эту идею Ильин определяет как идею русского Православного Христианства. Воспринятая Россией тысячу лет тому назад, она обязывает Русский народ осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы предметности.
Заключение
Русские интеллигенты всегда гордились своим высоким моральным сознанием, своей бескорыстностью, тем, что в отличие, скажем, от западной интеллигенции, подчас зараженной утилитаризмом, они, т.е. интеллигенты России, всегда бескомпромиссно выбирали сторону самого высокого нравственного идеала. В морализме русской интеллигенции самым главным было служение народу.
Отсутствие должной связи с культурой на Руси более всего проявилось в требованиях, чтобы народу было все отдано, чтобы было осуществлено перераспределение того богатства, которое у народа было несправедливо отнято. Такова главная из тех мыслей, которые интеллигенция самыми разными способами внедряла в сознание народа. И народ проникся идеей «великого передела», отождествив ее с высшей справедливостью. Поэтому всякая русская революция была прежде всего смутой во имя передела.
Философские труды мыслителей конца XIX – начала XX века свидетельствуют о противоречивой роли интеллигенции в истории. С. Булгаков, И. Ильин, Л. Карсавин видят возможное возрождение России через православие, церковь и религиозность «русской души», а интеллигенция должна являться, по их мнению, носительницей духовности и нравственности, основанной на традициях русской культуры и православии.
«Вера имеет две стороны: субъективное устремление... вопрос человека, и объективное откровение, ощущение божественного мира, ответ Бога»[25]. «Религиозная истина универсальна, т. е. кафолична, сообразна с целым, а не с частностями; по внутреннему ее устремлению в истине все обретаются как один, или один во всех: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
Список литературы
1.Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981
2.Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993
3.Гручко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995
4.Зернов Н. Русское религиозной возрождение XX века / Пер. с англ. – Париж, 1991
5.Зеньковский В. История русской философии. – М.: Проект, 2001
6.Ильин И.А. Собрание сочинений: Справедливость или равенство? /Сост. и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: ПСТГУ, 2006
7.Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. - Париж, 1956.
8.Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории // Вопросы философии. - 2001 . - N 6. - С. 32-41
9.Киселев П. Новая религиозность // Вопросы истории. – 2002. - № 3. – С. 13-18
10.Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991
11.Экштут С.А. Сослагательное наклонение в истории: Воплощение несбывшегося. Опыт историософского осмысления // Вопросы философии. - 2000. - № 8. – С. 17-19
[1] Лосский Н.О. История русской философии . – М.: Советский писатель, 1991. – С. 220
[2] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 29
[3] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 55
[4] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 72
[5] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 146
[6] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 150
[7] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 148
[8] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 148
[9] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 139
[10] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 223
[11] Гручко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995
[12] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 126
[13] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 278
[14] Гручко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. – С. 73
[15] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 393
[16] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 513
[17] Зеньковский В. История русской философии. – М.: Проект, 2001. – С. 845
[18] Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993
[19] Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993. – С. 79
[20] Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993. – С. 80
[21] Карсавин Л. П. Ответ на статью Н.А. Бердяева о «евразийцах». – М., 2000
[22] Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. – Париж, 1956. Т. 2. – С. 629
[23] Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. - Париж, 1956. Т. 2. - С. 630.
[24] Ильин И.А. Собрание сочинений: Справедливость или равенство? /Сост. и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: ПСТГУ, 2006. – Т. 27. – С. 42
[25] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 29
Страницы: 1, 2, 3, 4