Однако следствия из нашего понимания бессознательного еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что бессознательное не совпадает с вытесненным; остается верным, что вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и без всякого сомнения и является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного бессознательного, то нам приходится признать, что свойство бессознательности теряет для нас свое значение (Прим. мое. имеется в виду для понимания структуры психики). Оно становится многозначным качеством, не позволяющим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его использовать. Тем не менее нужно остерегаться пренебрегать им, так как в конце концов свойство бессознательности или сознательности является единственным лучом света во тьме глубинной психологии [1]. (Трудно сказать, что в действительности Фрейд имел в виду, когда говорил о третьем бессознательном [4])
В приведенной цитате наиболее важные моменты подчеркнуты. Обращая на них особе внимание, можно выделить главное:
1. Характеристика Я в структуре психики определяется основной чертой Я в своей основе бессознательно.
2. Бессознательное (по Фрейду) состоит как минимум из трех компонентов.
3. Объект Я скрыт от содержимого сознания, по крайней мере частично.
По сути дела в Я и ОНО Фрейд разрабатывает структурную организацию психики.
Фрейд пишет, что все наше знание постоянно связано с сознанием. Даже бессознательное мы можем узнать только путем превращения его в сознательное. При этом он ставит вопросы: каким же образом это возможно? Что значит: сделать нечто сознательным? Как это может произойти?
Фрейд в общем виде обрисовывает путь исследований для ответа на эти вопросы. Мы уже знаем, откуда нам следует исходить. Мы сказали, что сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, то есть мы сделали его функцией некой системы, которая пространственно ближе к внешнему миру. Пространственно, впрочем, не только в смысле функции, но на это раз и в смысле анатомического расчленения.
Само собой разумеется, что сознательны все восприятия, приходящие из вне (чувственные восприятия), а также изнутри, которые мы называем ощущениями и чувствами. Как, однако, обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы несколько грубо и недостаточно можем назвать мыслительными процессами? Доходят ли эти процессы, совершающиеся где-то внутри аппарата, как движения душевной энергии на пути к действию, до поверхности, на которой возникает сознание? Или, наоборот, сознание доходит до них? Мы замечаем, что здесь кроется одна из трудностей, встающих перед нами, если мы хотим всерьез оперировать с пространственным, топическим представлением душевной жизни [1].
Из контекста высказывания следует, наличие определенной иерархии в душевном аппарате: сознание по Фрейду является вторичным, а бессознательное первичным. Анализ работ основателя психоанализа другими учеными также приводит к такому выводу [4, 7].
Важнейший момент в понимании фрейдовского взгляда на генезис мышления связан с тем, что Фрейд соотносит истоки мышления в бессознательном с последующим его воплощением в сознании. Это очень серьезное замечание. В дальнейшем изложении на этот аспект будет обращено особое внимание.
Обращаясь к феноменологии бессознательного, Фрейд стремиться понять механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания, раскрыть содержание бессознательных процессов. Речь идет фактически о познании бессознательного, что в более широком плане непосредственно связано с психоаналитической теорией познания как таковой.
Исходная теоретическая установка, лежащая в основе психоаналитической теории познания, состоит в признании Фрейдом того, что подобно физическому, психическое не должно быть в действительности непременно таким, каким оно нам кажется. Но как возможно познание бессознательного психического, если оно, по выражению основателя психоанализа, столь же неизвестно нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира? Для Фрейда ответ на этот вопрос не представляет сложности, как это может показаться на первый взгляд пишет В. Лейбин в [4]. И дело не в том, что он не понимает всех трудностей, возникающих на пути познания бессознательного. Сама ограниченность психоаналитической теории, выражающаяся в односторонней практической направленности и есть лимитирующий фактор.
За всеми неясностями и недомолвками, касающимися понятийного аппарата психоаналитической философии, стоит ее методологическая, эвристическая и содержательная ограниченность, не позволяющая в конечном счете понять природу бессознательного [4]. Если психоаналитическая теория познания ограничивается выявлением бессознательных влечений, признав тот предел, за который не может идти дальше психоаналитик, пытающийся осмыслить бессознательные проявления человека, то не означает ли это, что фактически Фрейд признал невозможность средствами психоанализа раскрыть природу бессознательного психического. Именно к этому выводу как раз и вынужден был прийти основатель психоанализа [4].
В рассмотрении бессознательного, как детерминанты сознания основополагающую роль играет изучение происхождения самой личности, ее эволюция или социальный онтогенез.
В основном, личность изучают три научные отрасли: психология, социология и социальная психология, как междисциплинарная наука. Однако здесь кроется очевидное упущение в широком смысле личность это прежде всего информация, так она состоит из информации переданной в нее обществом (социальный аспект) и природной средой (биологический аспект). Следовательно необходимо изучать возникновение и развитие личности с позиции информационного подхода, включающего в себя различные методики системного анализа и методы социальной кибернетики.
Какова же взаимосвязь понятий сознания, бессознательного и личности? Где находятся истоки личности? Что есть личность в информационном смысле? На поставленные вопросы необходимо попытаться дать ответ.
Информация формирующая личность в форме конструкций языка и соотносящихся с ними состояний общественной жизни, а также среды проживания, деятельностной среды в целом, непрерывно поступает в индивида.
Выделим общество как источник информации и индивида, как потребителя информации и рассмотрим возможные стадии социального онтогенеза индивида в личность.
Рисунок 2. Социальный онтогенез личности и продуктивность ее деятельности при взаимодействии с общественным психическим.
Учитывая, что личность возникает как биосоциальный продукт природы, из биомассы человеческой популяции (БЧП) и общественного психического (ОП), следует рассматривать личность как квант общественного сознания (или общественного психического), возникшего в системе БЧП-ОП
Рисунок 3. Происхождение личности.
Как видно из рис. 3 механизмы обеспечивающие психический базис личности складываются из разных локусов системы БЧП-ОП. В БЧП имеется многоуровневая генеалогическая структура детерминирующая биологический компонент формирования бессознательного, а в ОП существуют некоторый набор разнородных информационных каналов, обеспечивающих передачу данных в индивида.
Опираясь на вышеприведенное можно заключить, что личность создается внутри системы БЧП-ОП для ее собственных нужд. Личность порождается, ее функционирование, то есть эффективное взаимодействие с ОП, поддерживается в течение времени стабильности структуры носителя личности человеческого тела и, затем, эффективность взаимодействия падает до нуля. Этому уровню соответствует смерть индивида (рис. 2).
Таким образом личность на уровне системы БЧП-ОП является полигенезисным информационным продуктом. Возникновение личности не зависит от нее самой, хотя на стадии продуктивного информационного обмена (рис. 2), личность принимает участие в процессе поддержки БЧП-ОП, порождая и содействуя развитию новых элементов БЧП-ОП. Весь характер социального онтогенеза осуществляется вне зависимости от воли личности сознательная компонента ее бездействует, подчиняясь общественному бессознательному.
Уже здесь на этапе общего рассмотрения статуса сознания в личности, на уровне социального онтогенеза личности, неизбежно приходим к выводу о том, что личность осуществляющая как бы сознательную деятельность практический на 100% ограничена в реализации своей воли. Выполняется воля бессознательного через сознание. Личность находится в состоянии кажущейся сознательности.
Это говорит прежде всего о том, что общественное психическое воспринимающееся обычно как нечто дискретное - распределенное в индивидах, на самом деле является цельной информационной системой, непрерывной на уровне социального бессознательного, экспансированное во множестве локальных сознаний. Информационная природа человеческого общества, как социума, лежит в его общем бессознательном базисе, обуславливающим внешнюю, поверхностную деятельностную сторону сознательной активности индивида
Рисунок 4. Интегративная информационная сущность локального сознания.
Между локальным сознанием и общественным бессознательным существуют множественные потоки информационного взаимодействия. Поскольку личность не мыслится вне общества, иначе пропадает цель ее существования, за счет этих потоков она как бы перекрывается с обществом. Говоря иначе, личность не автономна она размазана, а раз так, то построение модели психики личности должно осуществляться с учетом этого факта. Размазанность (диффузность) определяется непрерывностью информационного обмена между личностью и обществом.
Можно ли количественно выразить меру сознательного в личности с учетом ее интеграции в БЧП-ОП и определить от чего она зависит?
Если принять что, за период времени Dt в индивида поступило количество информации Dn, тогда текущее количество информации в индивиде за период Dt будет равно
Аn=Dn-k+r, (1)
где k и r есть коэффициенты убывания количества информации в системе и, соответственно, ее нарастание. В понимании k лежат психические процессы приводящие к потере хранимых в памяти сведений, а за r стоят процессы создания новой информации в системе. По сути дела эти коэффициенты разложимы. Учитывая двухкомпонентность психики текущее количество информации сознания можно определить, как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7