Важным моментом его мировоззрения являлась попытка критики библейских чудес, также ему было присуще отрицание загробного мира и бессмертия души. Отсюда вытекало, что основанием нравственности человека должны является не страх перед наказанием и не надежда на райскую жизнь, а собственная природа человека, его разум, естественное стремление к добродетельной жизни. Будный считал, что критерием «религиозной истины» [5, С 107] является индивидуальный человеческий разум. Также философ часто отмечал, что человек не должен полагаться на веру, а обязан испытывать всё разумом и своим опытом. Большое значение Сымон Будный придавал праву на свободное выражение мнений, терпимости по отношению к своим оппонентам. Главным моментом гносеологии Будного является признание человеческого разума важнейшим источником познания. Основание разума – чувственный опыт человека.
Социально-политические взгляды Будного умеренно-гуманистические. Он признавал главные общественные и государственные основы феодализма, частную собственность, сословное неравенство, феодальную зависимость крестьян.
Следует отметить, что религиозно-философские идеи Сымона Будного нашли своё продолжение и развитие в идеологии социниан. Для социнианства (от имени основателя – Фауста Социна) были характерны рационалистическая критика религии, стремление преобразовать религиозную доктрину в философскую. Согласно учения Социна, решающее значение в жизни человека имеют не столько религиозные взгляды, сколько нравственные принципы. Последователями Социна на территории Великого княжества Литовского были Ян Лициний-Намысловский, Юзеф Доманевский, Ян Крелль и другие.
Идеи национально-культурного самоопределения, свободы личности и государства
Помимо рассмотренных выше мыслителей, хотелось бы отметить и других деятелей реформационно-гуманистического движения, которые часто ставили вопрос о сохранении и развитии отечественной культуры и национального языка, рассматривали проблему свободы личности и государства. Одним из первых обратил внимание на проблему национальной культуры единомышленник Будного Василий Тяпинский. На свои собственные средства он осуществил издание книг Евангелия, написав к ним предисловие, в котором изложил свои взгляды просветителя-гуманиста. Тяпинский был глубоко обеспокоен состоянием духовной культуры народа, отсутствием просвещения на родном языке, полонизацией края. Выход из создавшейся ситуации Тяпинский видел в поддержке просвещения национальной культуры со стороны правящего класса, поднятии образовательного уровня духовенства, ведения богослужений на родном языке, создании национальных школ.
На сохранение белорусского языка в качестве государственного, его защиту от польской экспансии были направлены соответствующие статьи Статутов 1566 и 1588 годов. В этом большая заслуга Льва Сапеги, который в предисловии к Статуту отмечал, что народ Великого княжества Литовского имеет право говорить и писать на своём родном языке. Благодаря Сапеге в 1581 году в княжестве появляется Трибунал Великого княжества Литовского. Трибунал рассматривал текущие дела воеводства, являлся апелляционной инстанцией. Следует отметить, что все акты трибунала писались на белорусском языке.
Также можно отметить создание первых славянских грамматик. В 1596 году вышла «Грамматика словеньска» Мелетия Смотрицкого, в 1627 – «Лексикон славеноросский» Памвы Берынды. Эти издания были популярны и за пределами белорусских земель.
В течение своей многовековой истории Великому княжеству Литовскому приходилось неоднократно отстаивать свою независимость. Одним из убеждённых сторонников идеи суверенитета княжества эпохи Возрождения являлся Остафей Волович – крупный феодал, меценат-просветитель и государственный деятель. Выступая одним из редакторов Статута 1566 года, он добился включения в его текст запрета для польских феодалов приобретать земли и занимать государственные должности в Великом княжестве Литовском. Волович являлся видным деятелем реформационного движения, на его средства была создана Несвижская типография, опубликованы некоторые книги Сымона Будного.
Особое место в общественно-философской мысли 16 века занимает «Хроника Польская, Литовская, Жмудская и всей Руси» Матея Стрыйковского. Хроника свидетельствует о ренессансной тенденции мировоззрения историографа. Движущей силой исторического процесса у него выступает, не столько Бог, сколько человек, чья деятельность обусловлена экономическими и культурными мотивами. Стрыйковский высоко оценивает важность политической свободы, исходит из целостности человеческой истории, взаимосвязи в ней настоящего, прошлого и будущего.
В произведениях многих мыслителей начинают подниматься проблемы свободы личности, права на участие в управлении государством. Для них характерно стремление к выяснению самой сущности свободы. Это прежде всего относится к работам Андрея Волана. В своём сочинении «О политической или гражданской свободе» он представляет свободу личности как важнейшее врождённое свойство человека.
В рамках не только свободолюбия, но и веротерпимости мыслили реформационно-гуманистические деятели. Здесь можно отметить произведение Михалопа Литвина «О нравах татар, литовцев и московитян», в котором он стремился без конфессиональной предвзятости отметить всё то позитивное, что есть в культуре и традициях разных народов, даже тех, которые нередко выступали противниками «литвы» [9, С. 38].
Ещё одним просветителем, который ратовал за распространение образования среди простых граждан являлся просветитель, один из основателей атеизма в Беларуси – Казимир Лыщинский. Хорошо представляя себе, недостатки феодализма, он говорил о равенстве людей, о новом самоуправляемом государстве, главная мощь которого в образованности людей.
Заключение
Таким образом, белорусские мыслители эпохи Возрождения обогатили отечественную философскую культуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшего развития философской и общественной мысли.
Важнейшим результатом развития философии Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском является идея Франциска Скорины о приобщении народа к духовно-культурным ценностям.
Также необходимо отметить оригинальную, рационалистическую идею Сымона Будного относительно реформации религиозных взглядов.
Очень важной являлась идея приоритета разума над верой (Скорина, Гусовский, социниане).
В этот период также обосновывается идея самодостаточности земной жизни, формируется ренессансно-гуманистический идеал личности, человек рассматривается в своём светском предназначении. Проблема «человек-общество» отодвигает на второй план проблему «человек-Бог». В качестве идеала утверждается деятельная жизнь, направленная на достижение общего блага, а в качестве важнейших добродетелей человека – мудрость, способность к духовному совершенствованию, патриотизм, трудолюбие и любовь к ближнему. Вырабатывалось учение о духовной свободе человека, возможности достижения морального идеала собственными усилиями, без участия церкви.
Важной являлась проблема совершенствования общества и государства. История стала рассматриваться не только как результат божественного вмешательства, но и как арена свободной деятельности человека. Также одним из важнейших результатов духовно-культурного развития общества в эпоху Возрождения стало становление национального самосознания, обращение к традициям, осознание ценности природы родного края (идеи Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тяпинского).
Получили развитие идеи государственного суверенитета, верховенства закона, прав человека, веротерпимости и религиозной свободы (Статуты Великого княжества Литовского, произведения С. Будного, Л. Сапеги, А. Волана).
Таким образом, мы можем выделить следующие основополагающие компоненты философии отечественного сознания этого периода: христианский гуманизм, национальная культура, конституционная монархия. Вместе с тем следует отметить, что общественно-политическое сознание в это время было отягощено сословно-классовыми представлениями. Права и свободы распространялись прежде всего на светских людей, феодалов и частично мещанское сословие. В то же время многие идеи мыслителей эпохи Возрождения и Реформации Великого княжества Литовского оказали благотворное воздействие на становление культуры и национального самосознания белорусского народа.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Минск: МФЦП 2002. – 1008 с.
2. Кикель П.В., Сороко Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П.В. Кикель, Э.М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006. – 266 с.
3. Кикель П.В. Философия: учеб пособие / П.В. Кикель. – Минск: Асар, 2009. – 688 с.
4. Кузнецов А.В. Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Минск: Асар, 2007. – 832 с.
5. Старостенко В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси 10-17 вв.: учеб. Пособие / В.В. Старостенко. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 216 с.
6. Философский словарь студента / Под общ. Ред. В.Ф. Беркова и Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
7. Авакян Г.С. Палiтычныя мыслiцелi i гуманiсты Беларусi / Г.С. Авакян, М.В. Кузняцоу, М.П. Сiнькевiч. – Мiнск: Элайда, 2002. – 96 с.
8. Дубянецкi Э.С. Культуралогiя: Энцыкл. давед. / Э.С. Дубянецкi. – Мiнск: БелЭн, 2003. – 384 с.
9. Падокшын С.А. Этычная думка у культуры Беларусi 16 – 17 стст. / С.А. Падокшын; Навук. рэд. А.С. Майхровiч. – Мiнск: Бел. Навука, 2004. – 151 с.
10. Парашкоу С.А. Гiсторыя культуры Беларусi / С.А. Парашкоу. – 2-е выд. – Мiнск: Бел. Навука, 2004. – 444 с.
11. Саверчанка I.В. Сымон Будны – гуманiст и рэфарматар. – Мiнск: Унiверсiтэцкае, 1993. – 223 с.
Страницы: 1, 2