Рефераты. Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском

Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском

Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра философии










Контрольная работа по теме:

Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском













Минск 2009

Введение


Философия и культура Великого княжества Литовского эпохи Возрождения и Реформации вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Мы считаем, что это объясняется не только научными целями, но и огромным значением духовных ценностей этого периода для мировой и отечественной культуры. В общеисторическом аспекте эта проблема исследована и исследуется преимущественно в тематике соотношений эпох Возрождения и Средневековья. В связи с этим нужно отметить, что белорусские исследователи 1960 – 1970-х годов в большинстве своём считали, что Беларусь пропустила этап европейского Возрождения в его классических формах. В частности, учёные писали о возрожденческих тенденциях лишь в отдельных направлениях духовной жизни, главным образом в литературе, книгопечатании и архитектуре. В исследовании учёных 1980-х годов, а также в последних исследованиях В.М. Конона, С.А. Подокшина и других, сделаны выводы о существовании в Великом княжестве Литовском 16 – начала 17 веков ренессансного гуманизма и соответствующих философии и культуры. Они рассматривается на фоне преобладающей средневековой или выделяются как самостоятельный этап духовного развития страны по аналогии с другими европейскими странами, прошедшими эпоху Возрождения и Реформации. Спорят учёные и о глубине проникновения ренессансной культуры и философии в жизнь белорусского народа того времени, а также об особенностях этого периода в сравнении с другими странами. Сегодня среди учёных преобладает мысль о вариантности этого периода в рамках его однотипности.

Таким образом, мы попытаемся рассмотреть многогранность Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском, выявить основных философов и мыслителей этой эпохи.

Особенности Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском

Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени [1, С. 137] (14 –16 века), которая характеризовалась гуманистическим мировоззрением, подъёмом светской науки и искусства, становлением национального языка, литературы и национального самосознания [5, С. 61].

В 15-16 веках сложились предпосылки для становления белорусской культуры Возрождения, среди которых – рост городов как центров ремесла, торговли и общественно-политической деятельности, шляхетское движение за «исправление» общества и государства, политическая стабилизация общества, формирование национального самосознания, расширение международных связей со странами Запада, гуманистическое и реформационное движение, развитие образования, появление книгопечатания, развитие искусства, развитие правовой теории и практики.

Рассмотрим особенности этого периода в Великом княжестве Литовском:

- связь ренессансной идеологии, этических и эстетических идеалов с народным мировоззрением

- столкновение «восточной» и «западной» культурно-философских и религиозных традиций, что обусловлено геополитическим положением Великого княжества Литовского

- патриотическая и демократическая направленность в трудах мыслителей эпохи Возрождения и Реформации

- религиозная направленность философии, «христианский» гуманизм

- свобода человека больше, чем в западноевропейской мысли ограничивалась интересами общественного блага

Хочется отметить также такую особенность, как тесная связь гуманизма с Реформацией.

Реформация – общественно-религиозное движение в Европе в 16 веке, направленное против католической церкви [6, С. 245]. Эта эпоха в Великом княжестве Литовском также носила свои особенности.

Гуманизм в Великом княжестве Литовском во многом идейно подготовил Реформацию, которая, в свою очередь оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской и общественно-политической мысли. Возрождение разбудило общественную мысль страны и поставило во главу угла критичное пересмотрение извечных церковно-религиозных принципов и традиций. Борьба низших классов против феодального строя также стала основой Реформации. Однако, представители высшего класса очень часто стремились использовать идеи Рефомации в своих корыстных целях и обогатиться за счёт церковных земельных фондов.

Можно выделить три периода развития ренессансно-гуманистической и реформационной мысли Великого княжества Литовского:

- эпоха раннего Возрождения (начало 16 века – 1550-е годы). В результате развития городов складывается убеждение о необходимости изменений духовной, социально-политической жизни общества, освоения культуры Западной Европы.

- эпоха Возрождения и Реформации (середина-конец 16 века). Это период реформационно-гуманистического движения. Мы наблюдаем борьбу за городское самоуправление, Статуты 1566 и 1588, привилеи 1563 и 1568 годов, которые обусловили религиозную веротерпимость, возникновение новых религиозных течений, обновление социально-политических взглядов. Также усиливается интерес к наследию античности.

- эпоха позднего Возрождения, Контрреформации и барокко (конец 16 – 17 века). Наблюдается разочарование в ренессансных идеях. Философская культура перемещается в сторону социально-политических и этических проблем. Утверждается схоластическая философия, вытесняющая ренессансно-гуманистическую культуру.

Таким образом, выявим и рассмотрим основных философов и мыслителей данной эпохи, их деятельность, философские взгляды и представления.

Идеи Франциска Скорины и Николая Гусовского

У истоков ренессансной гуманистической мысли Великого княжества Литовского стоял выдающийся белорусский мыслитель, основоположник славянского книгопечатания, переводчик Библии доктор Франциск Скорина. Он одним из первых выступил с кругом важных проблем своего времени. Так, он попытался разрешить проблему интерпретации Священного писания. Скорина был глубоко верующим человеком, а Библию считал «богодухновенной» книгой [5, С 74]. Однако в его работах мы видим попытку нетрадиционного, свободного истолкования ряда религиозно-философских проблем. Библию Скорина рассматривает в качестве универсального источника светских знаний, энциклопедии естественных, исторических, философских и правовых наук, пособия для изучения грамматики, логики, музыки, арифметики, риторики и других наук. Не отрицая необходимости богознания, Скорина считал, что человек должен изучать также природу и общество.

Важное место в трудах мыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёх измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этой концепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы. Скорина не отрицает также «плотских» ценностей, хотя признаёт авторитет «духовных» [5, С. 76]. В то же время он не противопоставляет эти два начала в человеке, а пытается отыскать способы их гармонического сосуществования.

Мыслитель утверждает самоценность человеческой жизни, земного бытия, не отвергая в то же время веры в потустороннюю жизнь. Скорина также выступает как национальный христианский просветитель. Важной моральной добродетелью человека в соответствии с христианской этикой он считает любовь. Причём принцип любви распространяется не только на христиан, но обращён «ко всякому человеку» [7, С 34].

Политический идеал Скорины – просвещённая, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, по его мнению, должен быть набожным, мудрым, образованным, доброжелательным и справедливым к своему народу, править страной в соответствии с законом. Скорина вообще придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Он попытался также классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии.

В мировоззрении Скорины можно наблюдать попытку преодоления средневекового религиозного представления о красоте как о проявлении божественного. Он стремится обнаружить прекрасное в самом человеке, так как красоту отождествляет с добром, человеколюбием, справедливостью и патриотизмом.

Таким образом, мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философские взгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границ духовной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построены на основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины. Для Скорины также характерно стремление не к решительному разрыву со средневековым мировоззрением, а к его реформированию, обновлению в соответствии с новыми ренессансно-гуманистическими установками и идеалами.

Становление мысли и самосознания периода Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском связано также с современником Франциска Скорины – Николаем Гусовским, прежде всего с его поэмой «Песнь о зубре». Зубр является у поэта символом родины и свободолюбивого, мужественно народа Великого княжества Литовского. В своём произведении Гусовский утверждал ряд важнейших ценностей для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, ценность природы родного края. Мыслитель с одобрением высказывается о природоохранном законодательстве великокняжеской власти и сам выступает в роли учёного-эколога, который обосновывает принципы бережного использования природных богатств страны. Гусовский одним из первых поставил в философской мысли Великого княжества Литовского проблему охраны и разумного использования природных ресурсов государства, а также экологического воспитания человека и общества.

Николая Гусовского отличает развитое государственно-политическое сознание. Он придавал большое значение роли государственности в исторических судьбах народа. Это мы видим в восхвалении им фигуры князя Витовта. Огромную роль в жизни отечества он также отводил культуре традиции. Это делает его мировоззрение во многом сходным с идеалами Франциска Скорины.


Учение Сымона Будного

Одним из самых известных деятелей Возрождения и Реформации в Великом княжестве Литовском второй половины 16 века был Сымон Будный – мыслитель, гуманист и просветитель, религиозный реформатор. Однако, в соответствии с духом времени философские проблемы рассматривались мыслителем преимущественно в рамках теологии.

В 1562 году он издаёт на белорусском языке «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» и ряд других сочинений. В 1563 году обращается с письмом к известному теологу Генриху Буллингеру, в котором подвергает сомнению истинность христианского догмата единосущной Троицы [11, С. 147]. К середине 60-х годов Будный становится одним из идейных вождей радикального реформационного движения – антитринитаризма. Сторонники этого движения допускали свободное толкование Священного писания. Наиболее фундаментально позиция Будного обоснована в предисловии и комментариях к Новому Завету и в сочинении «О главнейших положениях христианской веры». Будный отверг Троицу и в качестве «надмирового абсолюта» [5, С. 106] признал единого и единственного Бога. Бог – некая первооснова бытия, атрибутом которой является Дух как творящая сила. Также мыслитель отвергал божественное происхождение Христа.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.