Путешествие к трансцендентному:
впечатления от философской книги Николая Бердяева «Самопознание»
Глава I
Рождение экзистенции
Cognosce te ipsum
Кем создан этот бренный и одновременно могущественный мир, который окружает нас ежедневно? Какая неведомая сила порой толкает человека в зубастую пасть злого рока? Что есть счастье и как его достичь? Наделено ли наше существование смыслом, который мы пытаемся отыскать всю жизнь? В каком мраком покрытом уголке нашего сердца обитает душа? Вечна ли она, или обречена на небытие после смерти тленного тела? Быть может, так устроен всемирный разум человечества, что рано или поздно каждый из нас, иногда даже не подозревая об этом, начинает философствовать, пытаясь отыскать ответы на эти извечные вопросы.
Философия – наука многогранная, а механизм философствования можно сравнить с известным в физике явлением: белый цвет являет собой спектр, подобно этому вопрос о мироздании вмещает в себя неограниченное количество тем. Всё подвластно динамике, не осталась статичной и философская проблематика. С ходом времени нарушалась привычная иерархия тем, на которые рассуждали мудрецы разных эпох. Постепенно возникали новые направления в философии, которые привносили принципиально иной взгляд на устройство Вселенной.
В XX веке окрепла и встала на ноги экзистенциальная философия, одним из её родоначальников в России стал Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Его перу принадлежит более 40 философских книг, среди наиболее известных его работ можно назвать «Философию свободного духа», «О назначении человека», «Я и мир объектов», «О рабстве и свободе человека», «Смысл творчества», «Самопознание».
Сам термин «экзистенция» происходит от латинского слова «existentia», что в переводе означает «существование». Цель такого рода философии – познать тайну личности. В центре внимания оказывается человек, загадка устройства его внутреннего мира. Бердяев пишет, что «экзистенциальная философия понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование», такой механизм раскрытия тайн мироустройства преподносит читателю и Г.С. Сковорода. Таким образом, мы можем явно проследить эскалацию внимания к глубинному миру личности:
Прежний способ познания мира
Новый способ познания мира
От познания мира – к познанию человеческого существования
Через познание тайны личности – к познанию окружающего мира
Бердяев, подчёркивая «антионтологический» характер своей философии, обозначил ряд вопросов, на которые он проливает свет в своих рассуждениях: «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема – проблема человека, его назначения, оправдания его творчества».
«Самопознание» – философское сочинение Николая Бердяева – отражает экзистенциальную направленность, причём автор пытается отыскать нужный ключ, который открывает дверь к секретной лаборатории под названием «личность», через познание самого себя. Жанр книги Бердяев определяет как философскую автобиографию, которая в корне отличается от всех тех автобиографий, с которыми мы когда-либо сталкивались. Автор не ставит перед собой цель сообщить читателю о своём жизненном пути, он скорее размышляет на философские темы, опираясь при этом на свой собственный опыт, погружаясь вглубь своего микрокосма.
Такой способ философствования далеко не всегда правильно понимается читателями. Некоторые усматривают в постоянном обращении к своей сущности стремление автора возвеличиться над читателем; внимание к своей личности неизбежно трактуется в нашем обществе как завышенное самомнение. Бердяев, словно предугадывая реакцию читателей, сообщает нам, что «книги, написанные о себе, очень эгоцентричны». На мой взгляд, здесь философ вправе сказать «ne mea culpa». Я бы согласилась с изречением другого отечественного философа Константина Леонтьева о том, что «автобиографические, искренне написанные вспоминания всегда внушают больше доверия, чем роман», да и любой другой жанр. В «Самопознании» автор отнюдь не предстаёт перед нами самовлюблённым мечтателем, он мудрый философ, который уяснил для себя, что познать тайну человеческой личности можно только встав на путь раскрытия тайны своего существа.
Идея о том, что окружающую действительность необходимо познавать через собственное мироощущение – инструмент, которым наделён каждый, – видится мне необыкновенно интересной и, что самое главное, абсолютно верной. Ведь «наиболее экзистенциально собственное существование». В таком подходе к философии сокрыта истина древних: «Себя познавшие премудры» (Соломон).
В данном эссе я попытаюсь интерпретировать те главы «Самопознания», которые, на мой взгляд, наиболее наглядно отражают основные принципы экзистенциальной философии.
Глава II
За гранью мира
Умами правят заблуждения,
И в коме светлое сознание,
Но волшебство воображения
Мне дарит миропонимание.
Закон Вселенной постижим
При помощи мечты хрустальной.
И только дух недостижим,
Реальность стала нереальной.
Какая дерзкая сатира,
Нравоучительный урок:
Отныне я за гранью мира,
Но трансцендентен только Бог.
Строки эти родились в моём сознании после прочтения первой главы «Самопознания». Чтобы «нащупать» основания окружающего нас мира Бердяев обращается к своему микрокосму, но для того, чтобы познать загадочную тайну собственной личности, он старается абстрагироваться от повседневной реальности настолько, насколько это возможно. Действительно, нужно ли возвеличивать бытие и его причудливые механизмы, если «личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир».
Белое и чёрное, горячее и холодное, мужское и женское, живое и мёртвое. Это вовсе не простой ряд антонимов, здесь необходимо вспомнить о принципе бинарных оппозиций, который был подробно описан Леви Строссом. Весь мир противоречив и устроен таким образом, что в основание его заложено бесконечное число антитез. Вселенная не может мыслиться в единстве, мир – это вечный двигатель, который черпает энергию из вечного процесса слияния противоположностей.
Человеческое существо не является исключением, каждый индивид устроен по общемировому закону «единства противоположностей». Основным своим противоречием Николай Бердяев называет непримиримость двух миров: действительности и воображения: «Во мне образовался собственный внутренний мир, который я противополагал миру внешнему». В этом философ далеко не одинок. Едва ли можно встретить человека, который никогда не предавался сладкому и невесомому процессу мечтания. Как говорится: «мечтать не вредно, вредно не мечтать», но что побуждает нас творить свой собственный мир несбыточных грёз, красота которого зависит только от силы воображения?
Создание своего микрокосма – бегство от несовершенства реальности. Многие из нас склонны идеализировать окружающую действительность, но рано или поздно идея безупречности мира должна задохнуться под тяжёстью суровых несовершенств. Бердяев рассказывает читателю о чувстве «брезгливости к жизни», которое вызвано у него тем, что «в мире… больше уродства, чем красоты». Философ испытывает «болезненное отвращение к обыденности», ведь повседневность насквозь пропитана определёнными правилами, которые установлены обществом. Схожее изречение мы можем найти у А.П. Чехова: «Страшна, главным образом, обыденщина, от которой никто из нас не может спрятаться». Этот бренный мир становится «чуждым», потому что законы его устройства имеют слишком много изъянов, и человек стремиться освободиться от его власти.
Личности больше ничего не остаётся, кроме того как, подражая Богу, создать свой собственный мир, лишённый недостатков, пусть даже этот мир будет иллюзорным. «С детства я жил в своём особом мире, никогда не сливался с миром окружающим, который мне всегда казался не моим», «В сущности, я стремился не к равенству и не к преобладанию и господству, а к созданию своего собственного мира».
Но всё должно быть в меру, чрезмерное бегство от несовершенства Вселенной приводит к тому, что человек не способен наслаждаться действительностью. Сильно развитое воображение предоставляет возможность погружаться в мир грёз, но реальная жизнь перестаёт быть реальной и теряет свою привлекательность. Человек отдаётся во власть трансцендентного мира, принося в жертву возможность всецело участвовать в жизненном процессе. Жизнь отходит на второй план, философ всего лишь «оцарапан» ею. Он совсем не дорожит своим существованием в чуждом мире: «у меня никогда не было особенно страха смерти», ибо этот мир тленен.
Согласно философии Николая Бердяева человеческое существо заполняют три субстанции: дух, душа, материя. Философ сообщает о себе, что он человек сильный духом, но душа его больна, ему присуща «душевная сухость». (Такая трактовка понятия души не является новой, ещё Ибн Сина в своих трудах повествует о влажной и сухой душе). Дух ограничен оболочками души, которая, в свою очередь, является пленницей тела. «Дух хочет вечности. Материя же знает лишь временное. Настоящее достижение – есть достижение вечности».
Но разве возможно вкусить прелесть вечности? Бердяев раскрывает нам секрет постижения бесконечности: «возвышённо-нереальное восприятие действительности, напряжённая устремлённость к трансцендентному, переход за грани этого мира». Кому-то может показаться странной тяга к иному миру, но бесконечную борьбу мечтательности и реализма нельзя назвать манией. Сумасшествие возникает, если человек отождествляет жизнь и сферу мечтаний, выдавая желаемое за действительное, несуществующее за данность. Николай Бердяев осознаёт эту грань: «Я не делаю себе никаких иллюзий о действительности, но считаю действительность в некоторой степени иллюзорной.
Мне кажется, что каждый человек в некоторой степени Бог, ведь внутренний мир индивидуума уникален и выходит за рамки бытия: «Мир не казался мне беспредельным, бесконечным, наоборот, он мне казался ограниченным по сравнению с беспредельностью и бесконечностью, раскрывавшейся во мне». Человек тянется к постижению Бога и поэтому испытывает тоску по бессмертному, вечному, иррациональному, недостижимому:
Страницы: 1, 2