Рефераты. Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме

А) Тождество человека и природы через тождество первопредка с природной вещью.

Б) Тождество человека и природы через духовное совмещение обликов природной вещи и человека – зооанропоморфизм.

В) Тождество человека и природы по рождению человека от вещей природы.

Г) Тождество человека и природы по рождению вещей природы от человека.

Д) Субстанционально-генетическое тождество человека и природы по принципу порождающей способности.

Е) Тождество природы и человека по языку. 1) Первоначально, как показывает «Шань хай цзин», звуковым языком человека был язык звуков самой природы: «пение», «крик» мин и вообще звуки вещей.

2) Смыслы родовой жизни фиксировались во всех свойствах вещей, доступных органам чувств, в том числе и телесных обликах вещей, их отдельных частях и сочетаниях. Это был ранний письменный язык родового человека. Древний человек не читал этот язык «умственным» взором, а воспринимал органами чувств, отождествляя себя с ним, и действовал сообразно заложенному в этом телесном образе родовому правилу жизни.


Заключение


Проблема человека на Востоке появилась задолго до создания таких философских учений, как конфуцианство и Чань-буддизм. Во многом понимание природы человека у Конфуция соответствует таковому в предфилософских произведениях Китая.

Предметом размышления и областью действий Конфуция выступает социальная Поднебесная. В «Лунь юй» Конфуций проделал одну из мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник Конфуция мудрец Лаоцзы идеи своего учения замыкал на природное тело. Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры. Конфуций полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание верхов и низов общества. Он первым из китайских философов обратился к совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной следовало решить в сфере противостояний верхов и низов.

После Конфуция в философских произведениях, в частности в конфуцианском памятнике «Ли цзы» («Книга обрядов»), высшие основы ритуала, как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной, поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как природная сущность: «Человеку присущи качества земли и неба, в нем совокупляются совершенные ци пяти стихий».

Конфуций неустанно проповедует необходимость учиться, он осуждает лень, праздность, хвастовство, тупость.

Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и даже в убеждении, а не в голом принуждении.

 Буддийская школа чань во всем мире считается гуманистической. Философская основа чань о человеке – учение о пустотном Едином как бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в вещах, но не являющемся вещью. Человек осмысливается как одна из вещей, в которой присутствует пустотное Единое.

Для человека в восточных учениях характерно неизменное чувство ответственности  за свои действия на более высоком, «космическом» уровне. В этих учениях мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего, он предпоследнее звено саморазвития мира. Человек – не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшая стратегия – «недеяние» и следование «естественности».

 В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса, люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали правильно, так как в религиях «Бог дал человеку инстинкты, и, сделав столь экстраординарный подарок, поменял правила игры». Следовать им очень сложно. Человек разрывается между желаниями природными, животными и вполне естественными и нормами морали и права, которые в таких популярных религиях как христианство и ислам даны слишком расплывчато, что позволяет трактовать их по-разному. («Возлюби ближнего своего как самого себя» значит себя возлюби в первую очередь и люби не больше, чем остальных; или остальных не больше, чем себя…Или не люби ни себя, ни других…В любом случае подразумевается, что себя человек любит изначально, но это не так – существуют же  мазохисты). В Библии благодаря огромному количеству переводов с одного языка на другой даже происхождение полов не ясно. По одной версии Ева сотворена из ребра Адама, а по другой оба созданы одновременно. Ислам с одной стороны проповедует мир, а с другой – поощряет убийство «неверных», то есть не мусульман.

Несомненно, чтобы понять и правильно истолковать все эти религии, необходимо обратиться к первоисточнику, к старейшему, неисправленному потомками, варианту, и читать его нужно на том языке, на котором он был написан. Это, конечно же, неприемлемо для большинства: нельзя всех вдруг заставить говорить и понимать чужой, да еще и «мертвый» язык. С этой точки зрения главное конфуцианское произведение «Лунь юй» больше подходит в качестве «учебника жизни». Оно практически не исправлялось, но дополнялось учениями поздних конфуцианцев. И самое главное, оно не только дает конкретные рекомендации, но и определяет обязанности и права человека, правила поведения («ритуализация»), лишает человека сомнений по поводу смысла жизни, цели существования. По западным понятиям цель – прожить достойно, чтобы попасть в рай, не согрешить против Бога, причем грехом считается вполне естественное, даже роды! (В этом плане христианство, в частности католичество, запрещая священникам иметь детей, противоречит само себе. Если они, священнослужители, лучшие, избранные Богом, честнейшие люди, то почему им нельзя оставить эти свои качества в своих детях. Тогда бы благородных людей стало больше и жить стало бы лучше! Но католическая церковь признала теорию Ч.Дарвина о естественном отборе,–и продолжила методично изолировать от человечества «лучшие» его гены, ухудшая, таким образом, генофонд). Совсем по-другому в конфуцианстве. Понятия, эквивалентного греху, у них нет, как и покаяния и загробного мира. Человек должен стремиться быть нравственным, а не безгрешным; поклоняясь предкам, чтить их память и не разрывать связь времен и поколений. Не это ли является признаком здорового общества? Несчастьем считалось не иметь мужского потомства, ученой степени.

Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить его место во Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в «Лунь юй», в течение 25 веков поддерживает моральный дух китайского народа, позволяет ему выжить несмотря на огромные трудности. И они борются с ними, они покорно воспринимают их как наказание. Может быть и нам следует пересмотреть подход к религии, которая всю ответственность возлагает на Бога, и тоже дать человеку конкретные рекомендации, как улучшать этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя, помогая совершенствоваться другим. Пусть это называется путь к богу (западный «дао»), путь в рай на земле, но не путь в рай как в загробное царство. Человек боится неизвестности после смерти – таков инстинкт, и не может ради этого идти против себя, своих чувств, эмоций, низменных желаний. Но ради собственного счастья, счастья своих детей – ведь это тоже естественно – он готов на многое. Особенно русский человек, которому чужды западные нормы морали и непонятна восточная мудрость. Объединить Запад и Восток в новой системе, в новом учении, в религии, наконец, - вот достойное занятие для ученого человека, вот перспектива разработки данной темы: чтобы кризис внутри человека на рубеже веков не перешел во всемирный кризис,  в хаос, в апокалипсис XXI века. Или чтобы спаслась хотя бы часть человечества, которая будет размножаться и даст новую расу людей, сильных, умных, благородных… Знающих, что смысл жизни – сама жизнь.



Список литературы


1.      Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный  ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность».М.,1993.

2.      Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. (Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С.  Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

3.      Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

4.      А. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.

5.      Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. – М.:Знание, 1991 –64 с. – (Новое в жизни, науке. Серия « Культура и религия»; №5).

6.      Цит. по: «Краснов А.Б. Учение Чжу си о природе человека//Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. – М.: Наука, 1982.

7.      Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л., Андронов В.П., Бакаева Э.П., и др.; Под общей ред. Жуковской Н.Л. и др. – М.: «Республика», 1992. – 287 с.

8.      Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае – Новосибирск: Наука, 1989.

9.      А.Е. Лукьянов. Человек и «очеловеченный» мир в древнекитайской философии. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сб. научных трудов. М.: Издательство УДН, 1986.







Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.