Рефераты. Проблема искусственного интеллекта : технические и социальные аспекты

Предположить такой вариант позволяет следующее. Во-первых, Интернет уже сам по себе является интеллектуальной, биотехнической системой высокого порядка, автономный интеллект уровня человека (природный или искусственный) по отношению к нему является системой иерархически низшего уровня [3, c.40]. Во-вторых, Интернет - это гигантская инфраструктура, материальная база такого объёма, который недоступен ни одной отдельно взятой, изолированной, пусть даже самой обеспеченной лаборатории мира (он может оказаться “чашечкой Петри” для размножения  информационных систем). В-третьих, компьютерные гены могут появиться в Интернете несанкционированно так же, как и компьютерные вирусы.

При возникновении и распространении через Интернет компьютерного разума более низкого порядка, чем сама сеть, можно вообразить драматический сценарий. Рассматривая возможный сценарий появления компьютерного разума в структуре человеческой цивилизации, следует задаться вопросом: сразу ли будет замечено появление компьютерного разума или первоначально оно может остаться незамеченным, так как структурно такой разум может сильно отличаться от интеллекта человека, а первые эксформационные системы будут живыми, но не разумными. В процессе эволюции провести чёткую грань между живой, но неинтеллектуальной системой, и интеллектом будет трудно. Но даже при минимальных различиях, в сравнении с интеллектом человека, компьютерный интеллект может быть не признан людьми, как интеллект. В прошлом уже существовали представления, согласно которым женщины или представители иных рас не считались разумными людьми.

Стоит задать вопрос: а не происходит рождение новой расы ИИ уже сейчас? Человек может получить практически любую информацию о событиях, происходящих в мире, через глобальные сети Интернета. Более того, данная инфор­мация - может быть, впервые в истории человечества - оказывается неподвластна ка­кой-либо цензуре. А поскольку количество людей, объединяемых данной сетью, ог­ромно и непрерывно увеличивается, то обработка такого массива информации позво­ляет получить действительно объективную картину, не зависящую от пристрастий конкретного участника данного процесса, и практически мгновенно довести ее до дру­гих людей. Правда, одновременно такая свобода и объективность информации может оказаться во многом мнимой, так как ее объем столь велик, что разобраться в нем без специальной фильтрации невозможно.

Для ряда стран, в которых долгие годы качество информации определялось идео­логическими пристрастиями, такая ситуация стала революцией во всей сфере обще­ния, влияющей на остальные компоненты социальной системы, да и для наиболее раз­витых в этом отношении стран, например таких, как США или Япония, характерно столь существенное изменение системы коммуникации, пронизывающей все общест­во, что это позволяет говорить о новом образе жизни [7, c.23]. Компьютер, воплотивший в се­бе всю систему новейших коммуникационных технологий, уже стал не просто техни­ческим средством, а своеобразным продолжением самого человека, дополняя его воз­можности и помогая ему решать самые разнообразные задачи, от чисто бытовых до высоко творческих в области науки, искусства и техники.

Влияние компьютеризации общества на нашу жизнь сделалось столь велико, что заставляет подстраиваться под эти процессы всю социальную систему. В качестве примера можно привести процесс перенесения языка общения человека с компьютером в систему общения между людьми. Дело в том, что необходимым условием общения че­ловека с компьютером является определенная алгоритмизация языка. По отношению к естественному языку - это процесс его упрощения за счет минимизации содержания ис­пользуемых понятий, которые должны быть понятны большинству людей. Отсюда и введение неких мировых интегративных понятийных обозначений, - обозначений, по­нятных всем, кто постоянно общается через компьютер, которые, правда, одновремен­но могут стать недоступными для людей, не вовлеченных в это общение. Но речь идет не просто об изменении слов, а об изменении самого стиля мышления. Процесс обще­ния с компьютером необходимо оперирует большим числом взаимоисключающих, ал­горитмизированных понятий, с помощью которых происходит смысловое упорядочива­ние мира. "Эта его упорядочивающая способность притязает на охват реальности в це­лом.., на универсальность. И компьютеры как оптимальное средство упорядочивания являются отличной поддержкой для этих притязаний"". В конечном счете это может по­влиять и на характер выбора решений, их жесткость, что, в свою очередь, способно во­плотиться в реальной жизни и по отношению к реальным людям.

Уже сегодня пространство интернет-общения заставляет и в реальной жизни гово­рить на упрощенном языке, от чего остается один шаг до упрощенных, а значит, ме­нее продуманных действий. Мы погружаемся в пространство мировой инфосферы, которое, как остроумно заметил Дуглас Рашкофф [7,c.24], оказалось живым и все более втя­гивает нас в себя, заменяя все иные виды общения. Начиная играть в компьютерные игры, ребенок, становясь взрослым, переносит законы этих игр на реальную жизнь", виртуализируя ее. Компьютер, будучи универсальным средством обработки текстов и действительно во многом реальным помощником, неизбежно способствует универса­лизации языковых средств выражения. Это может привести к неконтролируемому процессу компьютерной рационализации человеческого мышления. Последнее био­логически основано на гармоничном разделении левосторонних и правосторонних функций мозга, что является основой целостного (рационального и эмоционального) восприятия мира. "В некоторой степени характер труда в условиях массовой компью­теризации способствует усилению рационализма, возникает его новая форма - ком­пьютерный рационализм".

Проявлением данного типа рационализма может стать потеря человеком способ­ности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей. Действительно, в ходе научного творчества человек не всегда идет по пути перебора всех вариантов решения той или иной задачи. На помощь ему приходит интуиция, ос­нованная ни практическом и теоретическом опыте ученого, которая позволяет понять сущность исследуемого явления в условиях эмпирической неполноты.

Вывод по проблеме 4. Таким образом человечество уже не в состоянии контролировать глобальную сеть Интернет, подстраивается под неё и уже находится в симбиозе с этим прообразом интеллекта, который ещё не способен творчески мыслить, но может запоминать и обрабатывать громадные массивы информации. В свою очередь Интернет изменяет человека, причем изменения направлены на более интенсивное развитие компьютеров и ещё большую зависимость от них.

В то же время в [5, с.74] показано, что нельзя ожидать возникновения сверхразума в Интернете, содержание которого является просто еще одной разновидностью накопления открытых человечеством познавательных моделей (знаний) на внешнем (по отношению к мозгу) носителе.

Проблема 5. Проблема Творца. Пожалуй, основная морально-этическая проблема создания ИИ: человек берёт на себя функции Бога по созданию самого себя и другой мыслящей субстанции.

Итак, поскольку человечество, как разумное начало, способно не только постигать законы окружающей природы, но и потенциально их изменять, возникает естественный вопрос, о Разуме-предшественнике, который, возможно, создал окружающий нас мир, задав в нем, соответствующие законы. При этом, совершив такого рода эксперимент, он мог не вписаться в систему созданных законов и исчез, умышленно или ненамеренно. Мы же, как Разум-последователь, возможно, идем аналогичным путем, в надежде или не совершить ошибок Разума-предшественника, или же выполнить свою миссию в этой Вселенной, которую Разум-предшественник предвидел, но не мог осуществить физически и передал ее нам. Не исключено, что Он является внешним для нас наблюдателем, то есть выполняет, с нашей точки зрения роль живого Творца. Возможно ли с ним, в таком случае взаимодействие? Вероятно, это было бы весьма целесообразно, так как мы могли бы из первых рук получить представление о цели его творения. Но, возможно, этого и не нужно, а она нам откроется и так, в результате изучения окружающего нас мира. Или же, что более вероятно, исходя из нашей теории информации, мы сможем постигнуть смысл процесса познания только тогда, когда у нас накопится достаточно представлений об окружающем нас мире, то есть мы активизируем достаточное число познавательных моделей этого мира. В таком случае мы, как человечество, уже являемся носителями цели познания, осталось лишь последовательно в этом направлении работать. Открытие цели процесса познания будет, вероятно, завершением современной научной парадигмы («Конец науки» по Джону Хоргану) [5,c.130] и началом какого-то неведомого для нас нового уровня, а может и метода познания окружающего мира.

Вывод по проблеме 5. Сами попытки создать ИИ в его глубоком понимании и человеческом  подобии подразумевает потерю духовности, культуры в её исторически сложившемся смысле из-за ощущения себя, человека, равным Богу. Вера в Бога может лишь остаться как вера в Разум-Предшественник, который может быть превзойдён. На современном этапе такие суждения преждевременны, необоснованны и кощунственны, но они бытуют в умах многих людей, и сама эта проблема неразрешима (так же как и проблема клонирования или копирования индивида, см. проблема 1). Возможно, поэтому в настоящий момент большинство религий переживают кризис, а создание ИИ уже «не за горами»?

Заключение

Рассмотренные в первом разделе технические аспекты и приведенные успехи современной практики использования интеллектуальных систем показывают, что хотя создание ИИ в настоящее время технически не осуществимо, но проработаны отдельные его части, осуществляется интеграция сложных рецепторных систем и систем принятия решений, а кибернетика приближает функционирование таких сложных систем к работе человеческого мозга. «Органы чувств» современных роботов намного более точны и разнообразны, нежели человеческие, для робота мир имеет больше красок. Несмотря на то, что аппарат нейронных сетей в ныне существующем его виде не может имитировать интеллект и мышление человека, он выполняет главную задачу ИИ с технической точки зрения – воспроизведение разумной деятельности человека, связанной с решением задач. Поэтому, мой вывод в том, что человечество построит эту Вавилонскую башню, соединит все кирпичики воедино и создаст ИИ.

Но тогда, учитывая даже те немногочисленные рассмотренные социально-этические проблемы, возникает вопрос: а стоит ли вообще создавать ИИ, может просто закрыть все работы в этой области? Единственное, что можно сказать по этому поводу — если ИИ возможно создать, то рано или поздно он будет создан [6]. И лучше его создавать под контролем общественности, с тщательной проработкой вопросов безопасности, чем он будет создан лет через 100-150 (если к тому времени человечество еще не уничтожит само себя) каким-нибудь программистом-механиком-самоучкой, использующим достижения современной ему техники. Ведь сегодня, например, любой грамотный инженер, при наличии определенных денежных ресурсов и материалов, может изготовить атомную бомбу. В [8, c. 254] приведены слова И.Т.Фролова: "Гуманизм закономерно выводится из науки лишь в том случае, если последняя понимается не узко - как чистый поиск истины, а как социальный институт современного общества".


Литература

1.     Хазиев В.С. Искусственный интеллект и цель // Депонировано в ИНИОН АН РАН №5220 от 17.04.80, электронный ресурс, Философская библиотека Ихтика, URL -  #"#">#"#">#"#">http://omgis.omskreg.ru/intellect/f25.htm

7.     Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии 2-2006, сс.27-43.

8.     Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект: Философские очерки. – Издательство "Штиинца", 1989 г., 297 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.