Рефераты. Проблема единства мира

Таким образом, дуализм мира также близок тройственности и тем самым множественности как и окончательному единству. Нечётные числа — три, пять и т.д. — имеют здесь преимущество, поскольку они скорее способствуют равновесию чем чётные числа. В то же время это означает, что они скорее способствуют миру. Вполне мыслимо, что сегодняшний дуализм ближе такому многообразию, чем окончательному единству и что большинство комбинаций "one world" окажутся преждевременными.


III.

Враждебное напряжение, присущее дуализму, диалектически предполагает общность и тем самым опять единство. Железный занавес был бы бессмысленным и никто не дал бы себе труда организовывать его, если бы он должен был отделить друг от друга только внутренне не соотносящиеся пространства. Толкование железного занавеса, которое дал Rudolf Kassner (Merkur, April 1951), подразумевает отделение экзистенции от не-экзистенции, разделение экзистенции и идеи. Но оно предполагает, что на горизонтальном, политическом уровне разделение осуществляется внутри общей идеологии. Общность заключена в картине мира и картине истории обоих партнёров мирового дуализма. Подобно тому, как всемирная битва между католицизмом и протестантизмом, между иезуитами и кальвинизмом в XVI и XVII веках предполагала общность христианства, и лишь это единство породило страшную вражду, так и сегодня в основе дуализма имеется единство историко-философской само-интерпретации.

Наш диагноз современного международного положения был бы неполным, если бы он оставил без внимания историческую само-интерпретацию партнёров всемирного дуализма. Только там можно найти единство, которое диалектически делает возможным дуализм. Само-интерпретация больше чем любая другая величина является элементом сегодняшней мировой ситуации. Перед лицом проблемы единства мира каждый исторически действующий человек принуждён ставить как диагноз, так и прогноз, который касается не только простых фактов. И самый трезвый политический вычислитель интерпретирует статистическую информацию, которую он получает, а именно он интерпретирует её в историко-философском смысле. Все люди, которые сегодня планируют и пытаются планировать большими массами, занимаются в какой-то форме философией истории. Благодаря этому проблема единства мира и проблема сегодняшнего мирового дуализма становится проблемой философско-исторического толкования мира.

Во все времена люди как-то определялись религиозными, моральными или научными убеждениями, которые содержали также известные представления о ходе истории. Но эпоха планирования является в особенном смысле эпохой философии истории. Тот, кто сегодня планирует, должен сразу сообщить людям, которых он хочет сделать объектом своего планирования, вескую философию истории. В этом отношении философия истории имеет сегодня совершенно практический и эффективный смысл. А именно она является обязательной составной частью планирования.

Это справедливо без разговоров и явно применительно к сегодняшнему коммунистическому Востоку. Восток имеет твёрдую цель, направленную к единству Земли и к её подчинению всемирно-исторически легитимированному властителю этой Земли. Его идея единства основана на доктрине диалектического материализма, которая торжественно возвышена до коллективистского кредо. Диалектический материализм, сердцевина марксизма, является — специфическим и даже исключительным образом — философией истории. Он сохраняет структуру философии Гегеля, то есть единственной построенной философско-исторической системы прежней мировой истории. Эта гегелевская философия по видимости идеалистическая; она усматривает цель человечества в единстве возвращающегося к самому себе Духа и в абсолютной идее, а не в материальном единстве электрифицированной Земли. Но методическую суть, диалектическое движение мировой истории можно поставить и на службу материалистического мировоззрения. Противоположность материализма и идеализма становится несущественной, если вся материя становится излучением, а всё излучение — материей.

Все планирования Востока, начиная с первого знаменитого пятилетнего плана, уже почти мифической пятилетки 1928 года, превосходят другие планирования тем, что они встраиваются в диалектическое движение, которое должно привести к единству мира. Здесь нет речи ни об онтологии, ни о моральной философии, но речь идёт об утверждении правильно познанного, совершенно конкретного хода исторического развития, в котором мы сегодня находимся. Марксизм — и вместе с ним всё официальное кредо коммунистического Востока — является в самой интенсивной степени философией истории. На этом основано его захватывающее воздействие, которое принуждает и противника этой системы осмыслить и свою собственную историческую ситуацию и свою собственную картину истории, если он входит в контакт с этим опасным врагом. Здесь, на Востоке, связь единства мира и конкретной философией истории очевидна.

Что может противопоставить этой философии истории сегодняшний Запад, ведомый Соединёнными Штатами Америки? В любом случае он не обладает такого рода закрытым, единым мировоззрением. Сегодня самым известным философом истории на Западе мог бы быть Арнольд Тойнби, научный консультант при ООН. Его теория, конечно, не является официальным кредо, но его воззрение и, быть может, в ещё большей мере его настрой всё же в высшей степени симптоматичны для всемирно-исторической само-интерпретации ведущих слоёв и элит англосаксонского Запада. Это в любом случае заслуживает внимания, ввиду того большого значения, которое имеет картина истории руководящих групп.

И какая же историческая картина получается из трудов знаменитого английского историка? Нам не нужно повторять здесь часто представленное содержание его трудов. Решающим является то, что, согласно Тойнби, некоторое число высокоразвитых культур (цивилизаций) человечества возникает, растёт, потом происходит надлом и упадок и что мы в нашей современной цивилизации можем утешаться тем, что можем опять стать христианской цивилизацией и имеем, собственно говоря, впереди ещё много времени, перед лицом громадных периодов времени, с которыми история, как её понимает Тойнби, имеет обыкновение работать. Это слабое утешение, которое не даёт специфически христианской картины истории. Если ещё принять во внимание то, что многие англосаксонские учёные усматривают в быстром приросте населения восточного мира собственную первопричину войны и в качестве лекарства не могут предложить ничего иного, чем контроль рождаемости, то историческая само-интерпретация Запада предстаёт слабой и бессильной. Ибо, в конце концов, было бы всё же скверно, если бы за дуализмом сегодняшнего мира не стояло бы ничего иного, чем противоречие birthcontrol и animus procreandi, так что каждый вновь рождённый ребёнок входил бы в мир сразу как агрессор и включался бы в систему современных криминалитетов.

Я не хочу обидеть этими высказываниями ни одного почитателя Тойнби или Julian Huxley. Мне знакома также критика и сомнение в идеологии прогресса, высказанные ведущими англосаксонскими авторами. Но всё это ничего не меняет в идеологической общей картине Запада, чьей сердцевиной, насколько он ещё обладает всемирно-исторической силой, также является философия истории, а именно Сен-Симонистская философия истории индустриального прогресса и распланированного человечества, со всеми её многочисленными вариациями и популяризациями Огюстом Контом и Гербертом Спенсером вплоть до писателей сегодняшнего дня, настроенных, наверное, немного скептичнее.

Большие массы индустриализованного Запада и особенно Соединённых Штатов Америки обладают бесконечно простой и массивной философией истории. Они продолжают в грубой форме веру в прогресс 19 века, им нет дела до изысканности культурных англичан. Эти массы пронизаны религией техницизма, и любой технический прогресс представляется им в то же время усовершенствованием самого человека, прямым шагом к земному раю one world. Их эволюционистское кредо конструирует прямую линию подъёма человечества. Человек, биологически и от природы вполне слабое и беспомощное существо, создаёт для себя при помощи техники новый мир, в котором он является самым сильным, даже исключительным существом. Нельзя ставить опасный вопрос, у каких людей концентрируется чудовищная власть над другими людьми, которая необходимо связана с этим усилением технических средств.

Это неизменно старая, но усиленная современной техникой вера в прогресс и бесконечную способность совершенствования. Она родилась в эпоху Просвещения XVIII века. Тогда, в XVIII веке, она была ещё философским убеждением некоторых ведущих групп и элит. В XIX веке она стала кредо западного позитивизма и сциентизма. Его первыми пророками были Сен-Симон и Огюст Конт, его самым успешным миссионером для англосаксонского мира был Герберт Спенсер. Сегодня, в XX веке, у интеллигенции давно закралось сомнение в том, составляют ли вообще единство технический, моральный и прочий прогресс. Интеллигенция охвачена мучительным познанием, что люди благодаря новым техническим средствам хотя и стали могущественнее, но ни в коем случае не стали лучше в моральном отношении. Это познание несоответствия технического и морального прогресса. Гёте выразил это очень просто в тезисе: Ничто так не уничтожает человека, как умножение его власти, которое не связано с умножением его доброты.

Но массы не спрашивают о подобных сомнениях и воспринимают раздробление понятия прогресса наверное только как софистскую болтовню декадентской интеллигенции. Они остаются при своём идеале технизированного мира. Это тот же идеал единства мира, который обнародовал Ленин, когда он сказал о единстве электрифицированной Земли. Восточная и западная вера здесь сливаются. Обе претендуют на то, чтобы быть истинным человечеством, истинной демократией. И ведь они обе происходят из того же самого источника, из философии истории XVIII и XIX веков. Здесь становится видимым единство, лежащее в основе дуализма.

Запад и Восток сегодня разделены железным занавесом. Но волны и корпускулы общей философии истории проникают сквозь занавес и образуют неуловимое единство, благодаря которому сегодняшний всемирный дуализм диалектически только и делается возможным. Враги встречаются в само-толковании их всемирно-исторического положения.


IV.

Следует ли из этой невидимой, проникающей сквозь железный занавес общности историко-философской картины мира, что сегодняшний дуализм ближе к окончательному единству мира, чем к новому многообразию?

Если бы для нас не было другой картины истории, чем философская программа двух последних столетий, то вопрос о единстве мира уже давно был бы решён. Тогда и дуализм сегодняшнего международного положения не мог бы быть ничем иным, кроме как переходом к планетарному единству чистого техницизма. Это было бы единством, которое хотя и становится очевидным большим массам как род земного рая, но перед лицом этого сегодня уже некоторые англосаксонские интеллектуалы содрогаются от ужаса, поскольку они познают или, по меньшей мере, чувствуют уже упомянутое раздробление понятия прогресса и несоответствие технического и морального прогресса. Каждый видит, что моральный прогресс идёт иными путями, чем технический прогресс, как у власть имущих, которые планируют и используют при этом современную науку, так и у элит и масс, которые надеются на большой праздник урожая планирования. Планетарное единство таким образом организованного человечества уже больше ста лет назад воспринималось как кошмар. Тем временем кошмар усилился в такой же мере, как усилились технические средства человеческой власти. Тем труднее становится вопрос, который мы поставили и который мы повторяем: следует ли из единства историко-философской картины мира предстоящее политическое единство мира? Следует ли из него то, что современный дуализм является только последней стадией перед единством?

Я так не думаю, поскольку я не верю в истинность этой историко-философской картины мира. Если мы установим, что как сегодняшний Восток, так и сегодняшний Запад определяются философией истории и что как руководящие и планирующие элиты, так и мобилизуемые ими массы прежде всего хотят быть на стороне грядущего, то мы должны будем добавить, что слово "философия истории" имеет здесь совершенно точный и специфический смысл. А именно эта философия истории, чья общность проникает сквозь железный занавес, больше является философией, чем историей. Это требует ещё небольшого пояснения.

Философия истории, о которой здесь идёт речь и которую мы диагностировали как общий базис сегодняшнего дуализма, является составной частью человеческого планирования, а именно такого планирования, которое основывается на типично философском толковании истории. Она является философской в совершенно конкретном смысле, который слово философия получило благодаря Просвещению XVIII века. Эта философия истории становится конкретной благодаря тому, что определённый слой интеллигенции отрицает претензии на власть других элит. Эта философия претендует на монополию интеллигенции и научности. В слове "философия истории" акцент приходится на философию, а именно имеется в виду исторически и социологически совершенно определённая форма проявления философии, которая ставит свои собственные вопросы и даёт на них ответ, отклоняет чуждые постановки вопросов и обозначает как нефилософские, ненаучные, несовременные и исторически устаревшие все вопросы, поставленные другой стороной. Философия истории означает соответственно не только противоположность любой теологии истории, но далее и противоположность любой картине истории, которая не подчиняется её монополии на научность.

В этом смысле первым философом истории был Вольтер. Его философия истории делала теологию истории Боссюэ несовременной. С французской Революцией вводится в действие мощная эффективность специфически философской философии истории. Теперь оправдано то, что служит прогрессу, преступление — то, что его задерживает. Философия истории становится исторически могущественной. Она прославляет того, кто соответствует её смыслу, и объявляет преступником того, кто отстаёт. Она даёт мужество для глобального планирования. Впрочем, скоро выясняется, что те, кто планирует, не являются философами, но являются плановиками, которые пользуются наукой и интеллигенцией. В особенности Восток овладел философией истории Гегеля не иначе, чем он завладел атомной бомбой и другими произведениями западной интеллигенции, чтобы осуществить единство мира в смысле своего планирования.

Но подобно тому, как Земля остаётся больше дилеммы дуалистической постановки вопроса, также история остаётся сильнее любой философии истории, и поэтому я считаю сегодняшний дуализм мира не первой ступенью его единства, но переходом к новому многообразию.





Заключение


       Если человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судеб человечества, и у них нет другого более надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению. 
































Список литературы:

 

1. Карл ШМИТТ  «Точка перехода»  2001.

2. Спиркин А.Г. «Сознание и самосознание»  1999г.

3. Андреева Г.М. «мир и его проблемы» 1997г.

4. Основы современной философии. М. 1996.

5. Солонин Ю. Н. Основы современной философии. С.- Петербург 2001.

6. Философия и история культуры. М. 1985.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.