Рефераты. Природа философии

Можно указать несколько основных сфер значимостей: ценности истины (логика, наука), ценности морали (этика), ценности красоты (эстетика, искусство), ценности права (юриспруденция), ценности религии (вера).

Философия природы (натурфилософия). Философия природы – область философии, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы). Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа (в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа (в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

Философия общества (социальная философия). Реальность, которая возникает в связи с человеком и его деятельностью, характеризуется особенностями, которые позволяют рассматривать эту реальность как особый предмет познания. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному» (в узком смысле). Социальное (в широком смысле) – система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения. Философия истории – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

Философия культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.

В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия)[13].

Формирование философии культуры инициировало появление ряда новых философских дисциплин – философии языка, философии мифа, философии религии и др.

Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт. Как особое направление философия науки возникает в середине XIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.


4 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ


Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

1. Мировоззренческая функция философии связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

2) Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. –

3) Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

4) Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

5) Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

6) С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7) Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты, реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

8) С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[14]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Надо отметить, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.

Философия играет важную роль в жизни общества и человека. Эта роль определяется, прежде всего, тем, что философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это основа функционального назначения философии.

Познавательная функция преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

Критическая функция философии выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов.

Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, можно видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Таким образом, философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

2.       Введение в философию: Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3.       Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

4.       Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

5.       Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1990.

6.       Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

7.       Новая философская энциклопедия: В 4т. М., 2001.

8.       Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

9.       Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире. // Вопросы философии. 2006. №2.

10.   Селиванов А.И. Метафизика в культурологическом измерении. // Вопросы философии. 2006. №3.

11.   Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.

12.   Философия в современной культуре: новые перспективы. // Вопросы философии. 2004. №4.

13.   Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

14.   Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

15.   Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

16.   Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. М., 2004.


[1] Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.

[2] Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

[3] Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1990.

[4] Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире. // Вопросы фи­лософии. 2006. №2.

[5] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­софов. М., 1986. С. 309.

[6] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972. С. 245.

[7] Там же. С. 247.

[8] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972. С. 251.

[9] Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990. С. 571.

[10] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб, 1993-1994. С. 213.

[11] Фролов И. Т.  Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

[12]Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

[13] Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.

[14] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.