Рефераты. Природа философии

Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Такой подход позволил выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироосмысления.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира, которая всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.


2 ТЕОРИЯ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА, ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ВИДЫ


Философия представляет собой теоретическую форму сознания, развивающуюся с опорой на науку. Это означает, что философские проблемы имеют статус, соответствующий теоретическому уровню познания, который связан с действительностью опосредствованно — через пласт эмпирического (опытного) знания. Теоретическое исследование развивается относительно самостоятельно, имеет мощный внутренний источник развития, кроющийся в предшествующем знании, обладает свойством критичности, направлено в основном на совершенствование своих методов и приемов.

Создание любой теории, в том числе и философской, — это процесс, развертывающийся согласно канонам теоретического познания, с выдвижением гипотезы, прогнозов, определением следствий, использованием фактов науки и практики для их подтверждения. Исходная гипотеза философской теории состоит в решении вопроса о субстанции, что только и может создать предпосылки мышления “единства мира”[11].

Основными методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

¾              Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).

¾              Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

¾              Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».

Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Метафизический метод в философии возникает в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменяется не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии.

Философия с точки зрения мыслителей этой эпохи призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального ее исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека. Переоценка роли философии в связи с потребностями научного познания, а также критика средневековой диалектики как схоластического метода ведения диспута привели к становлению наукоцентричного метафизического метода философствования.

Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.


3 СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ


Онтология: философское учение о бытии как таковом. В философии со времен Античности различают бытие и сущее.

Благодаря древнегреческому философу Пармениду происходит формирование онтологии как философского знания о реальности, не сводимой к материально-чувственным вещам. «Философия, - писал испанский философ ХХ в. Х.Ортега-и-Гассет, - возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Она есть охота за единым. Почему мы не довольствуемся тем, что нам открывается в мире без всякой философии, тем, что уже есть и находится перед нами? Да просто потому, что все существующее и данное нам – это в сущности только осколки и фрагменты. Глядя на них, нельзя не заметить, не почувствовать изъяна. В любой данной нам вещи можно обнаружить, что это только часть, увидеть глубокий след излома, рубец его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, можно увидеть, что это только фрагмент, к которому необходимо домысливать дополняющую его реальность. Даже если брать не определенную вещь, а материю, которая, кажется служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию. Этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же касается реальности внутри нас: в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим своего полного настоящего Я, которое скрыто от нас»[12]. Даже мир в целом является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Все это вынуждает нас философствовать. Философствовать – значит искать целостность мира, нечто, не являющееся тем, что нам дано.

Онтология как раздел философского знания дает совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению.

Гносеология: философское учение о познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. Собственно основная гносеологическая проблема сформулирована старшим софистом Горгием, который обратил внимание на различие онтологических статусов предмета мысли и мысли о предмете. Поэтому уже в античной греческой философии прослеживается тесная связь между гносеологией и онтологией как разделами философии.

В философии Нового времени анализ знания и познания обычно осуществляется в рамках общего учения о «человеческом разуме». При этом, во многом благодаря работам Ф.Бэкона, на первый план выходит проблема метода получения истинного знания. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать англоязычный термин «эпистемология» («эпистема» – знание).

Аксиология: философское учение о ценностях.

Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Здравый смысл подсказывает нам, что разные эпохи, разные народы, разные люди имеют свои, часто несовместимые, ценности. Отсюда распространено мнение об относительном характере ценностей. Так ли это? Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? На эти и им подобные вопросы и должна давать ответы аксиология.

Философско-логические основания учение о ценностях впервые разрабатывает Платон. Разграничив два типа бытия, – «мир вещей» (чувственная реальность) и «мир идей» (сверхчувственная, умопостигаемая реальность), – он создает учение о Едином. Едионе (у Платона) – это первооснова, объединяющее первоначало, задающее целостность (единство) многообразным проявлениям Бытия. Функциональным аспектом Единого у Платона выступает Благо. Едионе в аспекте Блага является одновременно и первоначалом Бытия (онтология), и основанием истинности (гносеология), и условием ценности, т.е. того, к чему следует стремиться человеку с позиции добра и красоты (аксиология). То, что представляет действительную (а не мнимую) ценность, соответствует Благу – единству истины, добра, красоты.

Представление о единстве Бытия и Блага, введенное Платоном, является господствующим в последующей античной и средневековой европейской философии. Понятие «ценность» как собственно философское понятие начинает разрабатываться с конца XVIII в., так как к этому моменту возникает сомнение в правомерности отождествления Бытия и Блага. Так, И.Кант утверждал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Однако Канту не удалось создать основоположения аксиологии как самостоятельной философской дисциплины, поскольку он не смог предложить единое основание для системы ценностей. Основанием для нравственных ценностей у него является вера, для эстетических ценностей – чувство удовольствия, «свободное от всякого интереса».

Основания аксиологии впервые создал Р.Г. Лотце в середине XIX в. Лотце поставил задачу обосновать истинность познания с помощью понятия «объективной значимости» логических и математических истин. В рамках гносеологической проблематики он обосновывает понятие «значимости», придавая ей объективный характер, осуществляя аргументированную критику субъективизма и релятивизма в понимании значимости. В общем становление аксиологии происходит в рамках неокантианства, утверждающего, что ценности существуют не в виде неких «вещей» (т.е. не обладают собственным существованием), а в виде «значимостей» – значений, которые управляют человеческой деятельностью, воплощаются в деятельности человека.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.