Рефераты. Принцип наслаждения и интимные отношения

Принцип наслаждения и интимные отношения

Пензенский филиал

Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный независимый эколого- политологический университет».











Реферат

на тему

Принцип наслаждения и интимные отношения


Выполнила: студентка гр. П-2

Михалева А.А.









Пенза, 2009

Содержание


Введение

1.     Сексуальность и чувство независимости

2.     Гидденс: трансформация интимности, конфлюэнтная любовь

3.     Парадигма сексуальности

4.     «Чистые отношения» любви

5.     Садизм и арсанизм

Заключение

Список литературы

Введение


В наше время принцип наслаждения и интимные отношения стали чем-то грязным, они носят грубое название секс и носят порнографический характер. А ведь это искусство: искусство любить, к сожалению, сейчас это дано не всем, да и знают об этом не многие. У молодых людей нашего времени очень не эстетическое отношение к любви, наслаждению и интимным отношениям. А если заглянуть в древние времена, в Древней Греции тело было эталоном восхищения, почтение, а мы сейчас почти не отличаемся от средневековья, различие только в одном, что в средневековье тело считалось низким, грязным, порочным, а в наше время мы сами делаем его таким. Во всех видах массовой информации, мы наблюдаем голые тела: какую газету мы бы не открыли, какой фильм бы не посмотрели везде разврат, насилие. Древнегреческий юноша, увидев обнаженную деву, вряд ли бы крикнул: «Смотрите голая баба….. или у нее видно сиськи». А наш «богатырь» первым бы стал об этом кричать. Вроде бы 21 век, ничего не запрещено, конечно, в пределах разумного, но разве кто-то из нас знает, что есть такая наука, как гедонизм.

Гедонизм – философия наслаждения. Он утверждает примат наслаждения в склонностях и устремлениях человека. Гедонизм зародился в классической античности, и он, как правило, ассоциируется с античностью, с именами Аристиппа, Феодора, Гигезия – представителями гедонизма как одной из сократических школ. Но так же и с именами Эпикура и Лукреция, у которых, впрочем, гедонизм носил более рафинированный характер: наслаждения все-таки затушевываются в рассуждениях о возвышенности и разумности наслаждений. Гедонизм и как философия и как определенная жизненная практика переживал периоды подъема в эпохи революционного духовного раскрепощения – в Возрождение и Просвещение. В особенности в Век Просвещения как своеобразное интеллектуальное обрамление Века абсолютизма. Творчество Д. де Сада – всего лишь в эксцентричной, но, вместе с тем, и типичной форме передало дух разнузданного эротизма, пробившийся в эпоху Гуманизма и ставший непременным атрибутом нравов, воцарившихся в Европе в ХVIII веке. После наполеоновских войн в европейских нравах на место демонстративному эротизму пришел демонстративный пуризм. В этом смысле Викторианство как образ общественной нравственности оказалось характерным не только для Англии, но и для всей Европы. Викторианство не перенесло испытаний Первой мировой войны. Но в интеллектуальном плане крах Викторианству был нанесен несколько ранее – З.Фрейдом и его теорией сексуальности.

1.Сексуальность и чувство независимости

 

Фрейд понимал сексуальность широко – как переживание и осуществление человеком своего либидо, т.е. сексуального влечения. Фрейд намеренно отказался от термина «эрос», настаивая на либидозном, т.е. из либидо вытекающем понимании секса. Таким образом расширялось и понятие сексуального. Либидо – это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах этого слова.

Предлагая рассматривать либидо как фундаментальное основание всех человеческих устремлений, выражающихся не только в традиционно понимаемом сексуальном поведении, Фрейд усматривал своеобразное проявление либидо и в желании младенца припасть к материнской груди, и в творческом устремлении художника. По сути дела, Фрейд в научной, а не этической форме возрождает философию гедонизма, выдвигая принцип наслаждения в качестве ключевого для понимания психики и поведения человека. В работе «По ту сторону принципа наслаждения» Фрейд, опираясь на материалы специальных исследований, делает вывод о том, что принцип наслаждения является главным естественным регулятором психических процессов, или душевной деятельности. В работе «Неудовлетворенность культурой» он расширяет этот вывод: «Жизненная цель просто определяется программой принципа наслаждения». Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на наслаждение. Расширяющиеся контакты с окружающими требуют от человека контролировать свое стремление к наслаждению, ставить его в зависимость от аналогичных стремлений других, откладывать получение наслаждения. Необходимость адаптации индивида к окружению и среде ведет к тому, что принцип наслаждения замещается принципом реальности, который тоже влечет к наслаждению, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному.

Эту идею Фрейда о роли принципа наслаждения интересно соотнести с другой его идеей – связи между чувством независимости и первым опытом сексуальности. У ребенка ранне-сексуальные (точнее, прото-сексуальные) ощущения становятся основой первого опыта своевольности. Ранние формы сексуальности безобъектны– они аутоэротичны. Ребенок удовлетворяет более менее осознаваемые влечения (идентифицируемые психоаналитиком как сексуальные, которые впоследствии трансформируются в актуально сексуальные) самостоятельно, без обращения к другому, и влечения такого рода с трудом поддаются контролю. Благодаря этому опыту ребенок открывает для себя возможность удовлетворения потребности, индивидуально особо значимой и сильной, без общения с взрослыми, которые, как оказывается в свете этого опыта, обеспечивают удовлетворение отнюдь не всех его потребностей. Для ребенка ранние сексуальные ощущения знаменательны как интимный опыт внутренней автономии: это, возможно, первые удовольствия, которые ребенок может получать независимо от взрослых. В сфере ранней сексуальности, ребенок оказывается способным в полной мере управляться принципом наслаждения, не принимая во внимание принцип реальности. Первый детский опыт непосредственного удовлетворения простых жизненных потребностей обусловливает ту притягательность наслаждений, которая может и не осознаваться, но которая делает их желанными: они не только удовлетворяют, но и услаждают.

Для взрослого сознания они – знак безвозвратно ушедшего и источник надежды; всегда – возможность покоя, расслабления, освобождения от суеты и внешнего давления (со стороны других людей, в том числе, нередко близких, или со стороны чуждых обстоятельств). С возрастом ранняя сексуальность трансформируется в зрелые формы, лежащие, как считал Фрейд, в основе чувственной любви, или, во всяком случае, соотнесенные с чувственной любовью, опосредующие ее.

2.Гидденс: трансформация интимности, конфлюэнтная любовь

Эти идеи Фрейда приходят на ум при чтении книги английский социолога Э. Гидденса «Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах». Она вышла более десяти лет назад, но до сих пор остается о одним из бестселлеров в данной тематической области. В ней Гидденс обобщает и систематизирует основные итоги происшедшей во второй половине двадцатого века сексуальной революции. Как это можно видеть из названия книги, Гидденс говорит не просто об изменениях в сексуальном поведении (установках, мотивах, формах и т.д.). Его интерпретация сексуальной революции шире: он говорит об изменениях в характере близких отношений – о трансформации интимности, и, шире, либерализации коммуникативного этоса, его существенной демократизации.  Одним из наиболее значимых ее проявлений, считает Гидденс, стала смена доминирующих типов любовных отношений: идеал романтической любви уступил место иному «амурному» стандарту – так называемой конфлюэнтной любви (confluent love), т.е. «текучей», преходящей, не сориентированной, в отличие от романтической любви, на поиск единственного(ой) возлюбленного(ой) и на обретение вечной любви; главным в ней является не неповторимость другого (возлюбленного/возлюбленной), а особенность конкретных отношений, сложившихся здесь и сейчас и в общем-то никак не предопределяющих будущего участников этих отношений. Трансформация интимности и возникновение феномена конфлюэнтной любви стали, по Гидденсу, результатом ряда связанных между собой факторов: а) женской сексуальной эмансипации – высвобождения женской сексуальности из-под зависимости от репродуктивной функции и формирования благодаря этому того, что Гидденс называет «пластичной сексуальностью» (в первую очередь женщины приняли новый стандарт и образ сексуальности); б) освобождения сексуальности от доминирования мужского начала; вследствие этого сексуальные практики окончательно вышли (и для женщин это особенно радикально) за матримониальные рамки; в) изменения соотношения ролей женщины и мужчины в интимных отношениях, их эгалитаризации; г) постепенного преодоления стереотипа гетеросексуальности и гендерной дифференцированности в восприятии интимных отношений; д) обретения любовными отношениями качества «чистых отношений». В комплексе характеристик, отличающих конфлюэнтную любовь от романтической, существенным является то, что взаимное сексуальное удовлетворение становится непременным условием успешности любовного союза, а его продолжительность определяется лишь готовностью тех, кто его создал, поддерживать его; ничто, кроме влечения и желания партнеров, не обеспечивает его прочность. Следует добавить, что конфлюэнтная любовь, по Гидденсу, не непременно моногамна и не обязательно гетеросексуальна[.

Книга Гидденса, самобытная во многих отношениях, типична для постклассического амурологического дискурса. Классическая философия любви сознательно или бессознательно, но последовательно десексуализировала любовь; – в постклассических теориях любовь немыслима без секса. Это обусловлено более широким контекстом понимания любви, ее ценностных, нормативных и прагматических аспектов. Классическая философия обсуждала любовь преимущественно в перфекционистском контексте. Идущее со времен классической античности, с Платона и Ксенофонта, различение двух видов любви – любви небесно-возвышенной и любви приземленной, – так или иначе сохранявшееся на протяжении всей истории мысли, утверждает любовь именно как путь личного и совместного совершенствования. Однако благодаря фрейдовскому анализу любовного, любовно-эротического опыта начался поворот от классического, преимущественно перфекционистского, понимания любви к постклассическому – персоналистски-коммуникативному. Книга Гидденса, как и работы многих других авторов, хотя и в разной степени, в полной мере отражает этот поворот: любовь рассматривается как душевный и коммуникативный опыт, и этот опыт неотрывен от осуществления партнерами своей сексуальности. Правда анализ гидденсовской трактовки основных эффектов трансформации интимности рождает ассоциации, подсказывающие о наличии несомненных культурно-исторических прототипов открытого им феномена.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.