Рефераты. Предмет философии и его становление

Будучи моментом, чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

1. Ощущения - отражает в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явления материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

2. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

3. Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и т.д.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Эта способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.

Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

Формы мышления - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определения (дефинициях).

Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Понятие и суждение выступают "кирпичиками" для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится главное знание. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвязанных вида: индуктивные - движение мысли от единичного, частного к общему, от менее общего к более общему и дедуктивные, где имеет место обратный процесс.


Системная организация общества


В широком философском смысле обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда мы будет иметь дело прежде всего с населением.

Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, где все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, за ней - средний класс, а внизу - бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общества.

Можно совести общество к совокупностям пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Названные институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится.

Можно общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройкой общества, а социальная, занимающаяся социально-демографическим и профессиональным составом населения и взаимоотношениями между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовая сфера. Она затрагивает все этажи общества. Соответственно четырем сферам выделяют четыре института общества.

Термин "институт" имеет множество смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений: институт брака, институт наследования.

Социологи, наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующий определенную сферу общественных отношений (семья, производства, государство, образование, религия), они углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, как и основных социальных института:

потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитанники подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т. н. включая науку и культуру).

Социальный институт - устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добываются средства существования, наводиться порядок и отправляются духовные ритуалы.


Социализация личности


Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность - категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимым для жизни в этом обществе социальными качествами.

Процесс усвоения социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.

Социализация - это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Ее основа - общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений. Формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, индивид овладевает существующими в ней знаниями ценностями, программами, поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом.

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных его культурных достижений человечества - ее "культурный диапазон". Этот диапазон в течение жизни изменяется и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности.

Высшие культурные ценности - добро, красота, свобода, справедливость и др. - неутилитарные, они сами по себе никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовые ценности определяет то, что называют духовностью. Духовность личности - ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд.


Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл


Современная эпоха представила перед обществом новые проблемы, требующие философского мышления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова qlobal - всеобщий и от латинского qlobus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. К их числу в первую очередь относят: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление возрастающего контраста в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающими странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции в развитых странах; предотвращение катастрофического антропогенного загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции. Глобальный характер приобретают также проблемы здравоохранения (например, угроза эпидемии СПИДа), международной преступности (в особенности терроризма и наркомафии), образования и воспитания подрастающего поколения, сохранения социальных и культурных ценностей, приобщения населения планетарному экологическому сознанию, преодоления национального и социального эгоизма.

Угрожающий характер глобальных проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими планетарными естественными процессами.

В настоящее время стал широко использоваться термин "глобалистика", тесно связанный с глобальными проблемами. Глобалистика - это "совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления. К философскому аспекту глобалистики относятся вопросы общемировоззренческого характера, гносеологические вопросы, вопросы этики, вопросы социальной философии. Изучение глобальных проблем ведет, с одной стороны, к росту информации внутри самой глобалистики, с другой - к расширению проблематики и углублению понимания категорий собственно философского знания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.