Рефераты. Предмет философии и его становление

Отсюда строгое подчинение всех слоев общества и государственных чиновников по рангам.

Даосизм - учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте. Дао господствует во всем: всему дает форму, имя. Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе.

Китайская философия древности антроцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.


Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемы


Несмотря на своеобразие философских учений в различных странах в развитии учений различных периодов сохраняется существенная преемственность. Это позволяет говорить о том, что все человечество всегда было связано.

В античной Греции философия формируется в период, когда смысл человеческой жизни, привычный социальный и домашний уклады начинают разрушаться, видоизменяться. Прежнее традиционно-мифологическое моровоззрение оказывается недостаточным для объяснения многих фактов, новых веяний жизни.

Экономическая основа этих ломок состояла в развитии судоходства и торговли, появлений колоний, росте городов и численности населения, возникновение богатства и его распределения. В VI веке до нашей эры появился Херсонес-Севастополь, равный Афинам и другим крупным европейским центром павший под гнетом татаро-монголов в XIII в. н.э. Шло разложение социальности, рушился, уходил из-под на жестко-сословный быт, существовавший веками.

Греческая античная философия условно делиться на 4 основных этапа своего развития.

1 этап охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики. (Сократ 169-399 до н. э). К этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

2 этап охватывает период с половины V и до конца IV в. в. до н.э. он характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля.

3 этап в развитии античной философии конец IV-II вв. до н.э. обозначается как эллинистический. В этот период появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур. 4 этап период I в. до н.э. - V-VI в. в, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влиянием которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. В Римской философии можно выделить три философских направления: стоицизм (Сенека Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). В III-V столетия н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видимым представителем, которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.


Основные положения Сократовской философии


Сократ (ок.469-399 до н. э) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократовского метода. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Вопросы Сократа о том, что такое красота, справедливость, дружба, мудрость, храбрость, заставляли задумываться людей не только о философских понятиях, но и о жизненных ценностях. Сократ разъяснял предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с законами, необходимость почитания богов, образование, воздержания от грубых страстей - то есть практическую ориентацию в жизни для человека, руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Он учил бескорыстно, сам, подавая пример скромности в житейском обиходе. В беседе он поглубже запрятывал свое знание предмета и внешне казался ровней какому-нибудь неопытному собеседнику, заодно с которым пускался на поиски истины.

Его одно из известнейших изречений - "знаю, что ничего не знаю" - является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Центром совей философии, Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал, что излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений.

В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде - всего в его отношении к природе и призывали "прислушиваться к природе". Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.

Цель философского метода Сократа была достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония.

Сократ является первым их трех великих философов классического периода. Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле "систематизатором" его воззрений был Платон, именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень.

 

Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики)


Античная философия (конец IV-II вв. до н. э) обозначается как эллинистический этап. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видимыми философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства, учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма.

Эпикур (341-270 до н. э) греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела Мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девих Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа.

Зенон и Хрисипп - главные представители стоической школы, возникшей в конце 4 века до н.э. на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Место и роль наук, определялись ими следующим сравнением: логика - это ограда, физика - плодоносная почва, этика ее плоды. Главная задача философии - в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье - в свободе от страстей, в соответствии души, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой, сопротивляющегося - влечет насильственно.

Наиболее выдающиеся стоики последующих эпох: ученики Хрисиппа - Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона и Панэтий с Родоса (2 в. до н. э).

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом. Своей вершины скептицизм достиг в учениях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста, Эмпирика.

Энесидем - греческий философ - скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии, которые защищали скептицизм. Невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или другая потребность. Философия Энесидема была продуктом поздней греческой классической философии.


Философия Августина


Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья; родоначальник христианской философии истории ("О граде Божьем"). Развил учение о предопределении.

Мир, согласно Августину Блаженному, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах. Люди удивляются высоте городского округа, блеску звезд, но не удивляются себе, говорит Августин в "Исповеди". Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснениям Августина, воля человека свобода лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха не Бог, а дьявол один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую с ней. Мера истины в нашем самосознании.

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Августин считал познание Бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа.

Христианской основе своей Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что Бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом.

Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как единственном совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать.

Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в Боге. Достижение человеческого счастья предполагает, прежде всего, познание Бога и испытание души.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.