Заключение
В данной работе мы продолжили рассмотрение понимающего метода философии. Мы исследовали проблему метода понимания и выяснили, что метод понимания является универсальным методом гуманитарного познания. Он может реализоваться только через множество разнообразных частных методов и техник исследования.
Метод объяснения, используемый в естествознании, предполагает сведение индивидуального к особенному и, далее, к общему.
Метод объяснения предполагает отказ от рассмотрения индивидуального в пользу особенного, а затем и отказ от рассмотрения особенного в пользу общего. В отличие от этого, метод понимания есть метод изучения именно данного уникального индивида. Какие-либо обобщения здесь значительно менее ценны и значимы, чем выявление индивидуальных черт. Метод объяснения представляет собой подведение данного уникального феномена под определенный род или вид - при отбрасывании его неповторимых, индивидуальных черт.
Таким образом, метод понимания можно в первом приближении определить как метод познания Другого, наделенного способностями, подобными способностям исследователя; это метод познания другого человека с целью воссоздания особенностей его внутренней, интеллектуальной и эмоциональной жизни.
Новизна нашего исследования состоит в том, что мы проследили развитие метода понимания с зарождения до современности. Впервые рассмотрели Локка как основоположника метода понимания. Конечной целью научного познания является именно понимание других людей, понимание мотивов, которыми они руководствуются в своей жизни и деятельности.
1. Антонович И. Фридрих Ницше и традиции нигилизма в буржуазной культуре //Неман. 1982. №10. С.127-136.
2. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов искусств. М.,1984. – 457с.
3. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.,1994. – 520с.
4. Бахтин М.М. Из жизни идей.//Статьи, эссе, диалоги. М.,1995.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.- 406с.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М, -Республика, 1993.-383 с
7. Беспокойство духа: Философия Фридриха Ницше // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия и жизнь».Вып.2.№3. – М.,1992.
8. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865. М.,1962. – 615с.
9. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. // Вопросы философии. 1975. №10 с.57-69.
10. Быстрицкий Е.К. Концепции понимания в исторической школе философии науки. // Вопросы философии, 1982. №11
11. Верцман И.Е. Ницше и его наследники //Вопросы литературы. 1962.№7. С.49-73.
12. Верцман И.Е. Эстетика Ницше //Проблемы художественного познания. – М., 1967. С.222-257.
13. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза // Вопросы философии. 1993. №4. С.47-48.
14. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. «Канон – пресс» Кучково поле», 1998. –496с
15. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон – Пресс – Ц, 2000 – 512с
16. Владимир Соловьёв и Фридрих Ницше (материалы международной конференции) // Вопросы философии. 2002. №2. С.14-118.
17. Галеви Д. Жизнь Фр. Ницше. Новосибирск, 1992. –216с.
18. Геворкян Г.А. О проблеме понимания. // Вопросы философии, 1980, №11.
19. Геворкян А.Р. Проблема Диониса и Апполона у Фр. Ницше и Вл. Шмакова.// Вопросы философии. 1999.№6.С.121-132.
20. Герменевтика: история и современность. М.,1985.
21. Гуревич П. Философская анторопология: Учебное пособие. М., 1997. –541с.
22. Давыдов Ю.Н. Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше // Вопросы литературы. 1981. №9. С. 115-160.
23. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.,1982. –321с.
24. Данто Артур. Ницше как философ. М. 2001г. – 211с.
25. Ж. Деррида. Ухобиографии: учение и политика имени собственного. СПб., 2002. – 540с.
26. Дильтей В. Понимающая психология. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.- 621с.
27. Дильтей В. Описательная психология. Изд. «Алетейя» Санкт-Петербург, 1996 – 154с.
28. Дильтей В. Введение в науки о духе. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000
29. Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше(на материале ранних работ) //Вестник СПбГУ.. 2000.с.78-91с.
30. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизики человека // Вопросы философии. 2002. № 2.С.102-118.
31. История философии: Запад – Россия – Восток (книга 3: Философия 19-20 в.). М., 1998. – 456с.
32. Ильин, А.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы - М.:Наука, 1993. –197 с.
33. Кант И. Критика чистого разума. СПб., ИКА "ТАЙМ-АУТ", 1993. С.
34. Кантор В.К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца 19-начала 20 века // Вопросы философии. 2002. №9.С.54-67.
35. Кантор В.К. Антихрист или Ожидавшийся конец европейской истории // Вопросы философии. 2002. №2. С.14-27.
36. Кауфман В. Из книги «Ницше: философ, психолог, антихрист» / Пер. с англ. и вступ. заметка Г. Ноткина // Звезда. 2003. №8. – с.126-159с.
37. Клюс. Ницше в России, революция морального сознания. СПб., 2000. – 325с.
38. Куляпин А. Замаскирован смехом. (М.Зощенко и Ф.Ницше)// Звезда.1995. №8.С.198-201.
39. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше.// Философские науки. 1990. №9. с.65-73
40. Лаврова А.А. Философия Ницше //Философские науки. 1997. №1. С.38-51.
41. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении 19 века. СПб., 2002.- 672с.
42. Локк Дж. Опыты о законе природы
43. Локк Дж. Послание о веротерпимости.
44. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории: Учебное пособие. СПб.,1997.- 658с.
45. Моторина Л.Е. Философская антропология: статус, проблемы, перспективы // Полигнозис. 1999. №2. с.56-75
46. Моторина Л.Е. Философская антропология : Учебное пособие для вузов/ Л.Е. Моторина. М., 2003. – 568с.
47. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». М.,1991.-215с.
48. Ницше Ф. ПСС. В 3-х т. М., 1994.
49. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. Литературные памятники / Составление, редакция, изд., вступ. ст. и прим. К.А. Свасьяна; Пер. с нем. Т.2. Произведения. М., 1990.
50. Ницше Ф. Воля к власти. М.,1994. – 604с.
51. Ницше: об Истине и лжи во внеморальном смысле. //Философские науки. 1997. №1. С. 52-64.
52. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.,1990.- 395с.
53. Ницше Ф. Странник и его тень. М.,1994.- 428с.
54. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.,1994. – 542с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12