Некоторые студенты, конечно, выдерживали столь долгую учёбу в надежде на продвижение по церковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован на преподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение «искусства» подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, которая считалась царицей всех наук, то получение степени магистра или доктора теологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось как вершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиеся мыслители средневековья были теологами.
В) Запрещение Аристотеля на факультете искусств
Огромное влияние на интеллектуальную жизнь XIII века оказало приумножение знаний об аристотелизме. Благодаря переводам Аристотель превратился из более или менее чистого логика в создателя всеохватывающей системы. Поскольку эта система явно ничем не была обязана христианству, она стала, можно сказать, воплощением философии, автор же её был известен как Философ. Вполне естественно, что Аристотеля читали в свете комментариев и исследований, написанных исламскими и иудейскими мыслителями.
В 1210 г., местный Собор в Париже под угрозой отлучения запретил использовать на факультете искусств с сочинения Аристотеля по «Естественной философии» – будь то публично или приватно. В 1215 г. незадолго до того утверждённый устав Парижского университета запретил профессорам факультета искусств читать лекции по сочинениям Аристотеля, посвященным метафизике и философии природы, или по их изложениям. В 1231 г. папа Григорий IX издал буллу, в которой заявил, что сочинения запрещённые в 1210 г., не должны использоваться в Париже до тех пор, пока не будут очищены от всех подозрительных мест.
В 1245 г. Иннокентий IV распространил запреты 1210 и 1215 гг. На университет в Тулузе, который ранее так гордился своей свободой. Но ясно, что в Париже эти законы какое-то время соблюдались. Однако, начиная примерно с 1255 г. в Париже читались лекции по всем известным сочинениям Аристотеля – факт тем более удивительный, что в 1263 г. Урбан IV подтвердил буллу Григория IX и в том, что касалось поддержки запретов 1210 г. Этот факт объясняли по-разному; в частности, было выдвинуто предложение, будто папа переиздал буллу своего предшественника, не обратив внимания, что это означает повторение запрета 1210г. Звучит это странно. Но подтверждение запрета странно и само по себе, поскольку Урбан IV, должно быть, прекрасно знал, что Вильям из Мербеке переводит Аристотеля при его собственной курии. Как бы то ни было, в 1263 г. лекции об Аристотеле в Париже читались свободно.
Всё дело было в том, что философия Аристотеля в целом представлялась всеобъемлющей натуралистической системой и что, в частности, некоторые теории Аристотеля были не совместимы с христианской теологией. Другими словами, аристотелизм воспринимался некоторыми умами как потенциальная угроза для христианской веры. Профессорам теологии можно было доверить исправление всех ошибок или заблуждений. Преподавателям же факультета искусств нельзя было позволить внушать своим молодым питомцам известные доктрины или сеять сомнения. Таково, видимо, наиболее правдоподобное объяснение.*10
1.4 Париж: величие и слабость
университетской политики
После отъезда многих англичан во время Столетней войны и многочисленных немцев в период Великой Схизмы Парижский университет становится всё более французским по своему составу. По крайней мере, со времени правления Филиппа Красивого он играет значительную политическую роль. Карл V называл его старшей дочерью Короля.*11 Университет официально представлен в национальных соборах французской церкви, на ассамблее Генеральных штатов. Он выступает как посредник во время борьбы двора и парижан, возглавляемых Этьеном Марселем, во время восстания майотенов; подпись представителя университета стоит под договором в Труа.
Престиж университета огромен. Он объясняется не только числом студентов и преподавателей, но и всех оканчивавших его магистров, которые занимают первостепенные должности по всей Франции и за её пределами, сохраняя тесные связи с университетом.
В то же время он связан и с папским престолом. К тому же все авиньонские папы – французы, они явно покровительствуют университету, привязывают его к себе щедрыми дарами. Каждый год в Авиньонский дворец отправляется свиток с именами мэров, для которых университет милостиво просит папу о кормлении или церковном бенефиции. Если он был старшей дочерью Короля, то он был также первой школой Церкви и играл роль международного арбитра в богословских вопросах.*12
Схизма поколебала это равновесие. Поначалу университет встал на сторону Авиньонского папы, но затем, устав от всё растущего лихоимства папы, заботясь о восстановлении единства церкви, университет оставляет решение за королём Франции, а сам неустанно призывает к соборному воссоединению, чтобы положить конец расколу путём отречения соперничающих первосвященников. Одновременно университет отстаивает верховенство Собора над папой, относительную независимость национальной церкви от Святого престола, т.е. галликанство. Но если первое требование подняло престиж университета в христианском мире, то второе привело к охлаждению в отношениях с папством и к растущему влиянию на него монархии.
Казалось, был достигнут полный успех. Собор в Констанце, где университет сыграл роль лидера, освящает этот триумф. Кстати, на нём заметны любопытные позиции части университетских мэтров. Английские мэтры становятся на сторону папства по вопросу о вручении бенефицией. Они думают о собственных интересах, а их лучше обслуживала эта сторона.
В те времена разыгрался сугубо французский кризис, который подорвал позиции парижского университета.
После восстания Париж становится столицей английского короля. Конечно университет не сразу перешёл на сторону бургундцев, да и перешедшие составляли его часть. Герцог опирался на нищенствующие ордена, с которыми университет традиционно не ладил. Университет осудил и подверг преследованию Жана Пти, апологета убийства герцога Орлеанского. В момент взятия города англичанами многие мэтры покинули Париж. Но те, что остались в Париже обургундились и подчинились воле англичан. Самым известным эпизодом этого английского периода Парижского университета были его действия против Жанны д’Арк. Заявляя о своей к ней враждебности, университет хотел не только угодить своему иностранному хозяину. Он следовал здесь и за народным мнением, которое было чрезвычайно враждебно к Орлеанской Деве. Известно, что университет руководил процессом против Девы и с нескрываемым удовлетворением сообщил о её осуждении английскому королю.
Пепел костра в Руане запятнать престиж университета. Отвоевав Париж, Карл VII, а за ним Людовик XI с недоверьем относятся к «коллаборионисту» , хотя университет стоял на стороне их галликанской политики и решительно поддержал прагматическую санкцию.
В 1437 г. король лишает университет налоговых привилегий и принуждает внести свой вклад в повышенные подати для отвоевания Монтеро. В 1445 г. у него отнята судебная привилегия, он становится подвластным решениям парламента. Король поддерживает реорганизацию университета, осуществляемую папским легатом, кардиналом д’Этутвилем, в 1452 г. В 1470 г. Людовик XI обязывает мэтров и студентов из Бургундии присягать ему на верность. Наконец, в 1499 г. университет теряет право на забастовку. Отныне он в руках короля.
Что стало с духом образования на протяжении всех этих сражений? Образование претерпело двоякую эволюцию, которая позволит нам лучше понять отношение между схоластикой и гуманизмом, разглядеть нюансы в этой оппозиции, проследить передачу факела разума на переходе от одного периода к другому.
ВЫВОД
А) Средневековое образование
Итак, мы знаем, что вплоть до XIII века, когда начинается формирование университетов, школы были: монастырскими (при аббатствах), епископальными (при кафедральных соборах), и придворными («палациум»). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварских нашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, мест изготовления списков; епископальные школы были местом преимущественно начального обучения. Однако н6аибольшее оживление в культурную жизнь вносила придворная жизнь. Итак, директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский (730-804), советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования. Было организовано трёхступенчатое обучение:
1) чтение, письмо, элементарные понятия простонародной латыни, общее представление о Библии и литургических текстах;
2) изучение семи свободных искусств ( сначала трио грамматики, риторики и диалектики, затем квартет арифметики, геометрии, астрономии, музыки;
3) углублённое изучение священного писания.
Дух своих новаций Алкуин сформулировал смело: «Так взрастут на земле франков новые Афины, ещё более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учение, а потому превзойдут в мудрости Академию».*13
Способен ли он был реализовать свою программу вполне или нет, но его заслуга написания и подготовки учебников по каждому из семи свободных искусств вне всяких сомнений.
Лишь Скот Эриугена восстановил диалектику и философию во втором поколении в своих правах через включение свободных искусств в контекст теологии. Из форм эрудиции они превратились в инструмент исследования, постижения и разработки христианских истин в целом. В этом смысле допустим термин «первая схоластика», очерчивающий период от Скота Эриугены до Ансельма, от философов Шартской и Сен-Викторской школы до Абеляра.
Б) Парижский университет
Итак семь свободных искусств были включены в контекст теологии. Теология выделила себя в отдельны факультет Парижского университета. Парижский университет – самый крупный университет средневековья. Университет – это объединённая корпорация магистров и студентов. В Парижском университете были факультет теологии и искусств, причём второе служило подготовкой к первому. Универсальный язык – латынь. В XIII веке сыграл важную роль в политике. Второе название – Сорбонна.
В 1970 году реорганизован в самостоятельную сеть университетов. К 1985 году в них насчитывалось 230 тысяч студентов.
СНОСКИ
*1 – Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год. Стр. 350
*2 - Энциклопедия: «Всемирная история.» Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год. Стр. 351
*3 - Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год. Стр.351
*4 – Западная философия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реале и Дарио Антисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год. Стр.87
*5 - Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год. Стр.352
*6 - Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год. Стр.352
*7 - Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год. Стр.352
*8 – «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997 год. Стр.182
*9 – «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997 год. Стр. 183
*10 – «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997 год. Стр. 187-188
*11 – «Интеллектуалы в средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный 1997 год. Стр. 185
*12 - «Интеллектуалы в средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный 1997 год. Стр. 186
*13 - Западная философия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реале и Дарио Антисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год. Стр.87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва «Авант +» 1997 год.
2. Западная философия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реале и Дарио Антисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год.
3. «История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997 год.
4. «Интеллектуалы в средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный 1997 год.
5. «История средних веков» А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. Москва, ИНТЕРПРАКС 1995 год
6. Энциклопедия: «Из истории человеческого общества». Том 8. Академия педагогических наук СССР. Издательство «Просвещение» Москва 1967 год
7. Большая Советская Энциклопедия. Москва «Большая Энциклопедия». Гл. Редактор А. М. Прохоров. Москва 1989 год.
ПЛАН
I. Введение:
1.1 Средневековые школы и университеты
1.2 Университет и его смягчающие эффекты
II. Основная часть:
1.1 Общая характеристика Парижского университета
1.2 Аристотелизм: факультет искусств и теологии Парижского университета
1.3 XIII век: Парижский университет и его переводы
Б) Запрещение Аристотеля на факультете искусств
1.4 Париж: величие и слабость университетской политики
III. Вывод:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение:
1.1 Средневековые школы и университеты_____________________1
1.2 Университеты и его смягчающие эффекты_________________ 3
2. Основная часть:
1.1 Общая характеристика Парижского университета____________4
1.2 Аристотелизм: факультет искусств и теологии Парижского
университета_____________________________________________6
1.3 XIII век :Парижский университет и его переводы;
А) Доминиканцы и францисканцы___________________________8
Б) Запрещение Аристотеля на факультете искусств______________9
1.4 Париж: величие и слабость университетской политики_____11
3. Вывод:
А) Средневековое образование______________________________13
Б) Парижский университет_________________________________13
Страницы: 1, 2, 3