Рефераты. Парижский Университет - Средние Века

Едва ль беднее нищий бы нашёлся... Выносить

Нужду и голод приучился стойко,

Полено клал он в изголовье койки.

Ему милее двадцать книг иметь,

Чем платье дорогое, лютню, снедь...*5

Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов – бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках:

Бросим все премудрости,

Побоку учение!

Наслаждаться в юности –

Наше назначение.*6

Преподаватели университета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых 15.

Однако прежде чем поступить на один из трёх факультетов, студент должен был закончить подготовительный – артистический – факультет (на нём изучали «семь свободных искусств»; от лат. «артис» – «искусство»). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров. Учёность преподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий. Помимо лекций проводились  диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В 14 – 15 вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала так называли общежитие студентов. Со временим в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия. Которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому Университету.

ПРАЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  был самой крупной школой Средневековья. В начале 15 века студенты в Европе посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79.*7 Наибольшей славой среди них пользовались: Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Каковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняют старинные традиции.


1.2             Аристотелизм

и факультет искусств и теологии

Парижского Университета.

Мы знаем, что средневековый Университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет. Первый был сам по себе и служил подготовительным ко второму. Основой подготовки были грамматика, логика, математика, физика и этика. «Магистр искусств» – профессор, опиравшийся только на разум, не заботился непосредственно о теологии. В монастырских, кафедральных и придворных школах ограничивались почти исключительно изучением логики (или диалектики) как введением в теологию; здесь, на факультетах искусств, осваивалась научно-философская продукция преимущественно арабского происхождения. Они становились цитаделями новых идей, либо интерпретировали старые, аристотелевские например.

Факультет теологии, напротив, имел целью точное изучение Библии путём её толкования и систематической экспозиции христианской доктрины, итогом чего были так называемые «Суммы», “summae”. Необходимо помнить, что магистрами теологии становились лишь те, которые прошли обучение на факультете искусств, и не могли несведущими в вопросах, живо обсуждавшихся во всех прочих дисциплинах.

Эти различия, часто противоположные ориентации двух типов факультетов, возможно, помогают нам увидеть линии напряжения между разумом и верой, чему всегда сопутствовали объединённые усилия к примирению, а также климат, в котором вызревали конфликты и диалоги. Методами преподавания были лекции и семинары  - формы постоянного взаимообмена идеями между магистрами и студентами. Семинар состоял в дискуссии, где любая тема предлагалась студентами в форме вопроса для обсуждения, ответы предлагались сначала студентами, затем – преподавателем. Это типичная форма дидактического процесса, цель которого состояла во вхождении в суть взаимоотношений разума и веры через аргументы, что в динамике давало контуры проблемы, ходов мысли.  Как известно, преподавателям искусств в Париже в течение некоторого времени было запрещено читать лекции по физическим и математическим сочинениям Аристотеля. Таким образом, теологи в известном смысле получили, можно сказать, несправедливое преимущество. Однако остаётся фактом, что именно теологи, в частности св. Альберт Великий и св. Фома Аквинский, первыми начали отстаивать метафизические сочинения Аристотеля и поняли важность ставшей доступной философской литературы. В то же время нельзя было ожидать, что преподаватели факультета искусств будут долго довольствоваться грамматикой и логикой, когда перед их глазами раскинулось много более широкое поле деятельности. В 1252 г. преподаватели пытались добиться лицензии на комментирование De anima Аристотеля, а в 1255 году  весь факультет обнародовал устав, требующий изучение всех известных работ Аристотеля. Запрет на лекции, посвящённые физическим и метафизическим работам этого греческого философа, фактически уже не действовал; и представляется вполне вероятным, что устав 1255 г. являл собой скорее систематизацию учебной программы, нежели «революционный» акт. В любом случае, примерно в середине XIII в. лекции по Аристотелю на факультете искусств читались свободно.

Теологи старались либо отвергнуть, либо оспорить аристотелевские теории, которые считали несовместимыми с христианской ортодоксией, либо дать аристотелевской мысли такое истолкование, которое исключало бы неприемлемые теории. Однако вскоре после 1260 г. некоторые преподаватели факультета искусств начали излагать Аристотеля, которого считали воплощением философской мудрости, не особо оглядываясь на требования теологической ортодоксии. Оценив ситуацию, теологи и церковные власти усмотрели в этом движении вторжение натурализма и рационализма и угрозу для христианской веры. В конечном итоге эта реакция привела к знаменитому осуждению 1277г.

В прошлом тех парижских преподавателей и писателей, деятельность которых вызвала противодействие. Приведшее к осуждением. Преподаватели очень сильно интересовались Аристотелем, они были заняты изложениям целостного Аристотелизма. 


1.3             XIII век:

Парижский университет и его переводы.

А) Доминиканцы и францисканцы

          В средневековых школах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторые из этих школ, организованных на более или менее интернациональной основе, приходили в упадок и прекращали своё существование.  Другие стали университетами.

С течением времени, однако, некоторые центры учёности, имевшие факультеты теологии, права и медицины, стали университетами в другом смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления, а их профессоры имели право учить повсеместно.  Парижский университет вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери, и хотя датой его основания часто называют 1215 г., когда его уставы были утверждены папским легатом Робертом де Курконом, ясно, что эти уставы существовали и прежде. В Парижском университете сложилась система коллегий, контролируемых докторами или преподавателями. В XIII веке Парижский университет, несомненно, занимал передовые позиции в области теологии и спекулятивной философии. Важным событием в жизни этого университета было устроение учебных заведений, создаваемых новыми монашескими орденами. Орден проповедников, широко известный как доминиканский, проявил понятный вполне интерес к изучению теологии. Но св.Франциск Ассизский с его приверженностью буквальному следованию Христу  и апостолам по пути бедности даже не помышлял, чтобы его последовали владели учебными заведениями и библиотеками и преподавали в университетах.*8 Однако превращение первоначальной общины последователей, или собратьев этого святого в организованное сообщество, членами которого были священники, сделало необходимой заботу об учёбе. Кроме того, Святейший Престол быстро оценил потенциальные возможности новых пылких нищенствующих орденов. В частности, Григорий IX, который в бытность свою кардиналом заботился о развитии образованности среди францисканцев, делал всё возможное, чтобы внедрить доминиканцев и францисканцев в жизнь Парижского университета и укрепить там их позиции. В 1217 г., доминиканцы обосновались в Парижском университете, а 1229 г. получили там кафедру теологии. В том же году францисканцы, обосновавшиеся в Париже несколько позже, также получили кафедру, а их первым профессором был англичанин Александр из Гэльса.

Проникновение монашеских орденов в Парижский университете происходило не без серьёзного противодействия со стороны духовенства. С точки зрения орденов это противодействие, несомненно, являлось выражением предрассудка и желания защитить свои узаконенные имущественные права. С точки же зрения их оппонентов, монахи претендовали на неоправданные льготы и привилегии. Противодействие монашеским орденам длилось довольно долго, переходя иногда в нападки на саму монашескую жизнь.  Но доминиканцы и францисканцы пользовались защитой Святейшего Престола, и хотя противодействие, с которым они столкнулись, было сильным, но всё же было преодолено. Знамениты философы XIII века в подавляющем большинстве были членами монашеских орденов.

Учебный курс был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили более молодые студенты, чем сегодня.*9 Так в XIII веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Содержание учебного курса составляли «свободные искусства»; литература практически не изучалась, зато большое внимание уделялось грамматике. Логика представляла собой, конечно, главным образом логику Аристотеля, хотя изучалось также и «Введение» Порфирия.

Как уже говорилось, курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии и два – изучению «Сентенций» Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавром и в течении двух лет читать лекции по Библии, а в течении одного года – по «Сентенциям». Степень магистра или доктора он получал ещё через четыре – пять лет.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.