В настоящем эксперименте вопросы с полевым кодированием (вопрос о доходах) - в 12% и с регистрацией ответов - в 29% (χ2=5,390; p<0,020). Можно выделить три контекстуальные причины столь значительных расхождений результатов. Во-первых, эксперимент "Открытые вопросы" проводился в полевых условиях, "Обследование стандартизированного интервью" - в лабораторных. Во-вторых, за участие в лабораторном эксперименте респондентам выплачивалось вознаграждение, что являлось дополнительным стимулом для предоставления развернутых ответов. В-третьих, интервьюеры, участвующие в лабораторном эксперименте, были хорошо знакомы с его теоретической схемой и просили опрашиваемых давать развернутые ответы. В настоящем эксперименте респонденты, напротив, в большинстве случаев отвечали односложно - 33% ответов содержит всего одну тему, и 70% ответов состоит менее чем из трех тем (табл. 3).
Исходя из тематического членения создается вторичная переменная, характеризующая когнитивную сложность ответа: одна тема соответствует однозначному ответу, от двух до трех - краткому, от четырех до семи - развернутому и более восьми - рассуждениям. Таким образом, мы получаем порядковую шкалу, на которой единице соответствует однозначный ответ и четверке - рассуждения. Если рассчитать средние значения когнитивной сложности в соответствии с типом ответа (F=85,994; p<0,000), то можно увидеть, что уходы от ответа не только сопровождаются минимальным количеством объяснений, но и в большинстве случаев однозначны (табл. 4). Лишь в 12% случаев респонденты давали краткие ответы, что связано с объяснением причин отказа.
Таблица 4
Когнитивная сложность типов ответа
Тип ответа
Частота
Среднее значение
Стандартное отклонение
Уход от ответа
80
1,15
0,36
Нормативный
137
2,10
0,79
Реактивный
58
1,86
0,78
Экспертный
79
2,90
0,71
Итого:
354
2,03
0,91
Экспертный тип, напротив, предполагает развернутые ответы, переходящие в рассуждения, что составляет 70% от ответов этого типа. Если сравнивать нормативные и реактивные ответы, то по когнитивной сложности первые в большей степени приближаются к экспертному типу. Вспоминая факты, в 35% случаев респонденты отвечали однозначно, в 44% - кратко, в 20% - развернуто и только в 2% переходили к рассуждениям. Называя один или два сюжета, респондент считает свою задачу выполненной, что может привести к потере важной информации, только потому, что в течение ответа он не вспомнил о каких-то значимых для него деталях. Это обстоятельство следует учитывать при использовании открытых вопросов, для выявления фактов или событий [56, 68].
Восприятие ответа. Если бихевиористы видят в восприятии речи лишь процесс механического получения сигналов4, то в когнитивном представлении перцепция уже не может определяться физической метафорой воспринимающего устройства5, поскольку восприятие предполагает понимание, осмысление и истолкование воспринятого и определяется сопоставлением полученной информации с эталонами, записанными в памяти [76, с. 27]. На основании серии лабораторных экспериментов С. Милграм пришел к выводу, что впечатления, которые люди выносят от общения с другим человеком, в значительной мере определяются личным взаимодействием с ним, а именно тем, что они принимают во внимание, а что остается неучтенным [81, с. 330]. Предмет исследования переносится с факта получения данных на процесс, с помощью которого речь преобразуется в смысловые поля [51]. Л. Стейл выделяет пять этапов такого преобразования: (1) получение сигналов, (2) интерпретация, (2) оценка, (4) структурирование и (5) формулирование ответа [65, p. 203]. Таким образом, уже на этапе восприятия вырабатываются ответные реплики, которые обращены на представленный текст. Итоговая реплика интервьюера - запись ответа в анкете. Для ее фиксации уже не нужен собеседник, и в этом смысле прагматика интервью отрицает развитие коммуникации.
Восприятие текстов осуществляется с помощью имеющихся в сознании когнитивных схем [32, p. 195]. Для интервьюера основными факторами, определяющими построение структуры воспринимаемых смыслов, выступают текст вопроса и ожидание наиболее вероятных ответов. Чем более жестко выстроены ожидания этих ответов, тем более активную позицию занимает интервьюер. Открытые вопросы с полевым кодированием построены таким образом, что интервьюер заранее имеет ясное представление об адекватном ответе. Если респондента спрашивают о доходах на одного члена семьи, то рассуждения о плохой жизни, количестве иждивенцев или повышении пенсий сразу же маркируются интервьюером как нерелевантные и требуют корректировки. Интервьюер переспрашивает респондента в 9% случаев, задавая открытые вопросы с регистрацией ответа, и в 17% случаев - вопрос о доходах (χ2=2,979; p<0,084); уточняет ответ, соответственно, в 31% и 54% случаев (χ2=8,08; p<0,004); повторяет - в 16% и 32% случаев (χ2=5,815; p<0,016). Невысокий уровень значимости и нестабильность соотношений восприятия ответов в двух экспериментах (табл. 5), показывают наличие других факторов, которые не удалось выделить.
Таблица 5
Восприятие интервьюером ответа6
Реакции респондента
Открытые вопросы (эксперимент "Открытые вопросы")
Открытые вопросы (эксперимент "Обследование стандартизированного интервью")
с регистрацией ответов
с полевым кодированием
%
Переспрашивает
27
9%
7
17%
10
11%
35
18%
Уточняет ответ
98
31%
22
54%
40
43%
67
34%
Повторяет
51
16%
13
32%
14
15%
30%
Прерывает
81
26%
9
22%
10%
34
Поддержка
152
49%
61
65%
114
58%
Тестируемые вопросы можно классифицировать по типу ожидаемого ответа. Так вопросы о доходах, о заинтересовавших на прошедшей неделе событиях, о действиях и высказываниях Путина предполагают приведение конкретных примеров и фактов (фактологические вопросы); вопросы о качествах Лужкова, понятии "гражданское общество" - общих рассуждений (обобщающие вопросы); вопросы о наказах Путину и о том, что происходит на Украине, допускают как приведение примеров, так и общие рассуждения (свободные вопросы). Такая классификация позволяет уходить от однозначного разделения вопросов на открытые и закрытые, поскольку жесткие рамки некоторых открытых вопросов приводят к их фактическому закрытию. О. Харжи, К. Сандерс и Д. Диксон приводят следующий пример постепенного размывания границ между открытым и закрытым вопросом посредством незначительных изменений формулировки [32, p. 102]:
Расскажите, как вы проводите свободное время?
Что вы делаете вечерами?
Что вы делаете субботними вечерами?
Что вы делали в субботу вечером 19 января?
С кем вы были в субботу вечером 19 января?
Где вы были в субботу в семь часов вечера 19 января?
Сопоставляя тип вопроса по ожидаемому ответу с типологией артикулированных ответов (табл. 6), можно создать вторичную переменную, описывающую соответствие ожиданий полученному ответу.
Таблица 6
Кросс-таблица типов вопроса и ответа
Тип вопроса
Итого
уход от ответа
нормативный
реактивный
экспертный
Фактологический
49
32
164
Обобщающий
18
64
4
108
Свободный
41
5
23
82
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12