Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам и предстоит выяснить.
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что ј респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить собственную образованность.
Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.
Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий.
Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят все подряд, вне зависимости от содержания передач – очевидно, для них телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.
Современная молодежь из всего объема информации имеет способность отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис.
Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она выработала четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть легко контролируема через СМИ. Телевизор, радио, газеты – жизненно необходимые вещи для подроста, он ощущает острую нужду в информации, которую он черпает именно из СМИ.
§4. Межличностные отношения.
Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные (с иновозрастными группами) и горизонтальные (внутри самого этого общества). Данные анкетирования по этому вопросу представляют нам следующую картину: молодежь в большинстве своем испытывает чувство одиночества, но оно внутреннего характера, то есть вызвано претензиями качества, а не количества. Многие проблемы возникают внутри социальной группы. Чем вызван этот дискомфорт?
На первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь, искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. 11% респондентов считают причиной собственных затруднений в общении недостаточную. Умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться. Очевидно, действия этих людей рождают другую причину недовольства в кругу общения – высокомерие (7%).
Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников. 10% относится негативно к подобным привычкам сверстников и проявляют недовольство этим в общении с ними.
Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. 60% не испытывают коммуникативных затруднений, 20% – только иногда, и лишь 10% говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.
В конце XIX—начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.
Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой прозвучал в конце 80-х годов.
Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения— жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.
В отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3 молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Другая треть относится с уважением, и только оставшиеся 30% процентов умеют правильно синтезировать и совмещать свой собственный опыт с социальным опытом старшего поколения. Эту картину подтверждает ответ на вопрос: «Хотите ли вы походить на своих родителей?» . данные практически схожи с вышеописанными: «да» - 24%, «нет» - 29%, «когда как» - 33%.
Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.
§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия.
Одним из важнейших показателей молодежной культуры является музыка. Одним из предпочтительных для молодежи в современной музыке является прогрессивное направление. Прогрессивное направление характеризуется тем, что ведущую роль в нем и грает ударные частые элементы, наличие неживого компьютерного инструментала. По мнению молодежи, это направление дает возможность проявлению фантазии, в отличии от легкой популярной музыки, которая также распространена в молодежной среде. Так называемая поп-музыка характеризуется отсутствием смысловой нагрузки на текст и особой легкостью восприятия. Эти типы музыки распространены на дискотеках, радиостанциях, телевидение.
Однако все большее количество молодых людей увлекается рок направлением в музыке, которое можно смело противопоставить вышеперечисленным направлениям. Для рок-музыки характерна более серьезная смысловая нагрузка, реалистичное изображение мира в текстах песен, иной музыкальный размер. Тенденция увлечения рок-музыкой в среде современной молодежи можно объяснить как своеобразный протест против упрощенности популярной музыки и агрессивности прогрессивного направления.
Музыка, как показывают исследования, несомненно влияют на психофизическое состояние человека, поэтому необходимо серьезнее отнестись к данному аспекту современной культуры. Если учесть музыкальные пристрастия современной молодежи к таким диаметрально противоположным направлениям в музыке, как рок и поп, то можно сделать следующие выводы: 1. В современной музыкальной культуре все большее распространение получают экстремальные направления (противоположность официальной популярной музыке), которая дает определенный негативный, разрушительный стимул к действию. 2. Желание молодежи самореализоваться через музыку приводит к росту национального творческого пласта. Позитивным является сам креативный процесс, интенсивно протекающий в среде творческой молодежи.
В изобразительном искусстве преобладают с одной стороны агрессивные настроения – уродливое изображение мира и человека в этом мире (см. Приложение 1, рис.1,2). С другой стороны – романтичное настроение: изображение мира фантазий и грез, в котором все счастливы, красивы и довольны (см. Приложение 1, рис.3,4). В этом можно уловить желание молодежи дистанцироваться, уйти от реальных проблем в собственный, выдуманный ими мир. Это признак слабости, незащищенности молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Теперь государственные и общественные институты не опекают подростков и они чувствуют себя покинутыми и одинокими, что и отражается в изобразительном искусстве. Целых 45% опрошенных остро испытывает чувство одиночества, что естественно отражается на из мировоззрении и поведении.
Религия – это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали, правила поведения, общественные ценности, причем подчас в строгой, догматической форме, не оставляя права выбора и мета для размышлений. В настоящее время широко распространен стереотип о том, что современная молодежь довольно набожна. Так ли это?
На первый взгляд, несомненно. По данным нашего опроса, большинство (60%) респондентов называют себя верующими людьми. Лишь 25% в Бога не верят. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить некоторую поверхностность этой веры. Абсолютной большинство верующих не исполняет обрядов христианской религии (не ходит в храмы, не исповедуется, не соблюдает религиозных праздников). В защиту этой точки зрения могут служить данные о причине веры в Бога.
На первом месте среди причин собственной веры – необходимость в ней, желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе.
Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5